Пояснительная записка. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Волонтер!» является актуальной. Волонтеры(от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Главная цель кружка «Волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель программы: 1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация учащихся на добровольческую деятельность. 2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. 3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни. 4. Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. 5. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность Задачи: 1. Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности. 2. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере. 3. Пропагандировать здоровый образ жизни. (акции, тренинговые занятия, тематические выступления, конкурсы, агитбригады и др.) 4. 5. 6. 7. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения. Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни; Создание условий, позволяющих учащимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде. Рабочая программа кружка «Волонтер!» составлена с учетом: - федерального образовательного стандарта основного общего образования; Общая характеристика курса Программа кружка «Волонтер!» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Направления работы духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и города; здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; формирование толерантности – организация досуга молодежи; профилактика асоциального поведения Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию учащихся. Программа "Волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 6 – 9 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа. Возраст – 12-16 лет. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов. Содержание курса Введение в курс «Волонтер!» - 2 час Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Вредные привычки – 8 часов Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование учащихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД? Здоровый образ жизни – 8 часов Очащиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах. Милосердие – души усердие – 7 часов Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. 5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности № заня тия 1 Наименование раздела и тем Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве» Форма проведени я занятий Беседа Работа творчески х групп 2 Составление плана работы Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) находят информацию в сети Интернет о волонтерских отрядах учатся планировать деятельность отряда по направлениям Колич ество часов Сроки похожде ния 1 02.10 1 09.10 1 16.10 Вредные привычки (8 часов) Беседа 3 Какие привычки называют вредными? отвечают на вопросы и задают их Приме чание Беседа 4 подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами) «Поговорим о вредных привычках» (для 1 – 4 классов). 5 1 23.10 1 31.10 1 06.11 1 13.11 Выступление «МЫ за ЗОЖ» Беседа 6 знакомятся с понятиями «вредные вещества» (ПАВ) Сохранение здоровья. Что такое ПАВ? 7 Тренинг «Как сказать «Нет!» Тренинг 8 Что такое агитбригада? Беседа Подбор материала для агитбригад 1 20.11 9 Всемирный День борьбы со СПИДом Беседа, Создают листовки, изучают информацию о СПИДе 2 27.11 10 практичес кая работа 04.12 Выставка информации в холле Здоровый образ жизни (8 часов) 11 12 13 14 Дискуссия «Мой образ жизни – пример для подражания “Мы и наше здоровье” Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь!» Игра «Внимание опасность!» дискуссия умеют дискутировать 1 11.12 1 18.12 1 25.12 Умение 1 распознавать опасные ситуации, принимать верные решения 15.01 Встреча с мед.работ ником школы Организац ия и проведени я конкурса рисунков для учащихся Игра Привлечь как можно больше участников. Пропаганда ЗОЖ 15 Подвижные игры на переменах с обучающимися 1-4 класс подбор игр, апробация 1 22.01 16 Анкетирование в 5 –8 Анкетиро классах по теме: вание «Вредные привычки» Обработка результатов анкетирования. 1 29.01 17 Тренинг «Алкоголь – шаг в бездну» 1 05.02 18 «Здоровый образ жизни – это здорово!» 1 12.02 Тренинг Выпуск стенгазеты Милосердие – души усердие (7 часов) 19 Особенности работы с пожилыми людьми. лекция запоминают приемы работы, отрабатывают их на практике 1 19. 02 20 «Поделись улыбкою своей» акция 1-4 классов 1 26.02 21 «Основы успешных коммуникаций тренинг Тренинги по развитию толерантности «Основы успешных коммуникаций» 1 04.03 22 Донорство беседа 1 18.03 23 « Дети - детям» Благотвор ительная акция Подготовка выступления для детей интерната 1 08.04 1 15.04 Создание газеты о тружениках тыла 1 22.04 24 25 «Я помню, я горжусь» акция Моё село (6) 27 Акция «Родное село – чистое село» акция Сбор мусора на территории, прилегающей к школе. 1 29.04 28 Я люблю своё село! презентац ия Создание презентаций, рисунков и плакатов «Моё село» 2 06.05 13.05 Создание проекта «Моё село в будущем» 29 30 3133 проект 2 06.05 20.05 Подведение итогов работы за год. 2 Итого 33 ч. 27.05 6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса Список литературы: Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с. 2. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с. 3. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382. 4. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007. 5. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13. 6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23. 7. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000. 8. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38. 9. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20. 10. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. ХулинСоциальная a. работа. – 2003. - №3. – С. 51-54. 11. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60. 1.