Программа краеведческого кружка " Край родной"
Рассчитана на учащихся 13-14 лет, срок реализации 1 год.
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры
своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности
для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль
о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого
человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало
говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную
культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к
замечательной Олюторский земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и
методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь
к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование
гражданских позиций у учащихся. Программа “Край родной” предназначена для проведения
кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 13-14 лет. Программа реализуется в
течение одного года по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 70
часов в год .
Цели программы:
•
•
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием коренных малочисленных
народов Камчатки;
Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
•
•
•
•
•
•
•
Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры КМНС
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и
информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “Край родной ” включает следующие основные направления
учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и
искусства.
Формы проведения занятий:
•
•
•
•
•
Экскурсия.
Занятия.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Проектирование.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство
“малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
Механизм реализации программы:
•
•
•
•
•
•
•
•
организация экскурсий в районный краеведческий музей,
пешие экскурсии по селу;
посещение концертов национальных коллективов;
сбор материалов;
оформление материалов;
создание и оформление библиографического альбома об участниках и ветеранах Великой
Отечественной войны земляках нашего района;
участие в краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Программа “Край родной” проведение итоговых занятий за
прошедший год. Итогом года является участие кружковцев в краеведческих конкурсах
разного уровня, выпуск альбома об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны
земляках нашего района, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях КМНС
проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края
учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по
истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей
страны.
Формы реализации программы “Край родной ”.
•
•
•
Проведение выставки рисунков «Край родной».
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Участие в празднике к 90-летию КО
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
К важнейшим личностным результатам изучения курса «Край родной» в школе относятся
следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, ;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия КМНС.
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике,
- самостоятельность планирования и осуществления деятельности и организации сотрудничества с
педагогами и сверстниками,
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели
и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей.
Предметные результаты :
- овладение целостными представлениями об историческом пути КМНС;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников;
- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своего края,
Предполагается, что в результате изучения курса «Край родной» учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии;
2. Работа с историческими источниками:
3.Рассказывать (устно или письменно) об исторических и культурных событиях, характеризовать
условия и образ жизни, занятия чувашей в различные исторические периоды;
4. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использовать знания об истории и культуре в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
Ученики должны знать/понимать:
- Значение слова «культура» и составляющие культуры материальной и культуры духовной.
- Важнейшие достижения культуры КМНС (музыка, изобразительное искусство, танцы)
Тематическое планирование занятий
Тема : “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”
Задача занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе
и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы,
понятие добра, понятие бережного отношения к земле.
№
Тема занятий
Содержание
Кол-во
часов
1
Краеведение- наука о
родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение.
Источники изучения родного края. Творческое задание
подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о
родном крае.
2
2
Красотою славится
наша земля.
Знакомство с природой района. Легенды и предания.
Воспитание бережного отношения к природе.
2
3
Корякская земля.
Физико-географическая характеристика района.
Географическое положение. Климат. Растительный мир.
Животный мир.
4
4
Наша жемчужина.
Легенды и предания, сказки.
4
5
Топонимика нашего
района
Наука топонимика. Объяснение названий населенных
пунктов, географических объектов на территории
Корякского округа.
3
6
Вода, давшая жизнь
нашему посёлку.
Водные объекты нашего округа. Экология.
2
7
Наш дом родной.
Экскурсия по селу Тиличики.
3
8
Откуда пошёл мой род.
Знакомство со своей родословной. Создание
родословной своей семьи.
2
9
Олюторская земля в
литературе, живописи,
музыке.
Знакомство с художественными произведениями.
2
Тема “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”
Задача занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту
народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.
1
С чего всё начиналось.
Наш край в древности. Археологические памятники на
территории района.
3
2
Здесь пыль веков.
Экскурсия в районный краеведческий музей.
2
3
О чём рассказали
книги.
Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки.
Работа с краеведческой литературой.
2
4
Первые поселения.
История появления на карте района первых деревень.
Знакомство с бытом и традициями КМНС в нашем
районе.
2
5
Из одного металла
льют медаль за бой
медаль за труд.
Наш посёлок и район в годы войны. Тыл фронту.
2
6
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои
Советского Союза. Война в судьбе моей семьи.
Военная доблесть наших земляков.
6
7
О чём рассказали
фотографии из
семейного альбома.
Составить рассказ о людях на старых фотографиях в
семейном альбоме. Человек и история. История в лицах
2
Тема: «ЛЮДИ ЗЕМЛИ ОЛЮТОРСКОЙ»
Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с
известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни
конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и
дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.
1
Земляки – участники
ВОв
Сбор информации об земляказ-олюторцах, участниках
Великой Отечественной войны
2
Земляки – участники
ВОв
3
Человек своего
времени.
Павел Этьен Жизнь и творчество.
2
4
Человек своего
времени.
Кирилл Килпалин
2
5
Человек своего
времени.
Вячеслав Красильников
2
6
Человек своего
времени.
Иосиф Жуков
2
7
Им гордится наш
район.
Любовь к живописи.
2
8
Вся жизнь танец.
Ансамбль «Мэнго»
2
9
“Не позволяй душе
лениться
Сбор материала об участниках Курильского десанта
3
10
Оформление итоговой
работы
Сбор материала об участниках Курильского десанта
3
11
Оформление итоговой
работы
Выпуск альбома о земляках-участниках Великой
Отечественной войны
3
2
2
12
Оформление итоговой
работы
Выпуск альбома о земляках-участниках Великой
Отечественной войны
2
13
Подводим итоги
работы кружка.
Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся.
Выставка творческих работ кружковцев.
2