Программа краеведческого кружка " Край родной" Рассчитана на учащихся 13-14 лет, срок реализации 1 год. Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Олюторский земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Край родной” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 13-14 лет. Программа реализуется в течение одного года по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 70 часов в год . Цели программы: • • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием коренных малочисленных народов Камчатки; Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности. Задачи программы: • • • • • • • Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры КМНС Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. Активизация поисковой деятельности учащихся. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения. Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению. Основные направления: Программа “Край родной ” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства. Формы проведения занятий: • • • • • Экскурсия. Занятия. Работа с документами. Исследовательская деятельность. Проектирование. Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае. Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Механизм реализации программы: • • • • • • • • организация экскурсий в районный краеведческий музей, пешие экскурсии по селу; посещение концертов национальных коллективов; сбор материалов; оформление материалов; создание и оформление библиографического альбома об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны земляках нашего района; участие в краеведческих конкурсах. Прогнозируемые результаты: Программа “Край родной” проведение итоговых занятий за прошедший год. Итогом года является участие кружковцев в краеведческих конкурсах разного уровня, выпуск альбома об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны земляках нашего района, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях КМНС проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Формы реализации программы “Край родной ”. • • • Проведение выставки рисунков «Край родной». Участие в районных краеведческих конкурсах. Участие в празднике к 90-летию КО Планируемые результаты освоения курса Личностные: К важнейшим личностным результатам изучения курса «Край родной» в школе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, ; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия КМНС. Метапредметные результаты: - освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками, Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - основам коммуникативной рефлексии; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Предметные результаты : - овладение целостными представлениями об историческом пути КМНС; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; - готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края, Предполагается, что в результате изучения курса «Край родной» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии; 2. Работа с историческими источниками: 3.Рассказывать (устно или письменно) об исторических и культурных событиях, характеризовать условия и образ жизни, занятия чувашей в различные исторические периоды; 4. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - использовать знания об истории и культуре в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; Ученики должны знать/понимать: - Значение слова «культура» и составляющие культуры материальной и культуры духовной. - Важнейшие достижения культуры КМНС (музыка, изобразительное искусство, танцы) Тематическое планирование занятий Тема : “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ” Задача занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. № Тема занятий Содержание Кол-во часов 1 Краеведение- наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. 2 2 Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. 2 3 Корякская земля. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. 4 4 Наша жемчужина. Легенды и предания, сказки. 4 5 Топонимика нашего района Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Корякского округа. 3 6 Вода, давшая жизнь нашему посёлку. Водные объекты нашего округа. Экология. 2 7 Наш дом родной. Экскурсия по селу Тиличики. 3 8 Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. 2 9 Олюторская земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с художественными произведениями. 2 Тема “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ” Задача занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны. 1 С чего всё начиналось. Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. 3 2 Здесь пыль веков. Экскурсия в районный краеведческий музей. 2 3 О чём рассказали книги. Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой. 2 4 Первые поселения. История появления на карте района первых деревень. Знакомство с бытом и традициями КМНС в нашем районе. 2 5 Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. Наш посёлок и район в годы войны. Тыл фронту. 2 6 Я не участвую в войне, война участвует во мне. Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков. 6 7 О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах 2 Тема: «ЛЮДИ ЗЕМЛИ ОЛЮТОРСКОЙ» Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. 1 Земляки – участники ВОв Сбор информации об земляказ-олюторцах, участниках Великой Отечественной войны 2 Земляки – участники ВОв 3 Человек своего времени. Павел Этьен Жизнь и творчество. 2 4 Человек своего времени. Кирилл Килпалин 2 5 Человек своего времени. Вячеслав Красильников 2 6 Человек своего времени. Иосиф Жуков 2 7 Им гордится наш район. Любовь к живописи. 2 8 Вся жизнь танец. Ансамбль «Мэнго» 2 9 “Не позволяй душе лениться Сбор материала об участниках Курильского десанта 3 10 Оформление итоговой работы Сбор материала об участниках Курильского десанта 3 11 Оформление итоговой работы Выпуск альбома о земляках-участниках Великой Отечественной войны 3 2 2 12 Оформление итоговой работы Выпуск альбома о земляках-участниках Великой Отечественной войны 2 13 Подводим итоги работы кружка. Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. 2