8 класс "Искусство вокруг нас"

Пояснительная записка
Настоящая программа по курсу «Искусство вокруг нас» для VIII класса составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую
характеристику учебного предмета, характеристику места учебного предмета в
учебном плане, планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные), содержание учебного предмета, тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности, календарно –
тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы,
описание учебно–методического и материально–технического обеспечения
образовательного процесса.
В концепции модернизации Российского образования основная цель, стоящая перед
современной школой, определяется как «формирование целостной системы
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций,
определяющих современное качество содержания образования». Речь идет не только
об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности,
познавательных и творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета.
«Искусство вокруг нас» является межпредметной дисциплиной, интегрирующей
знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы,
истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и
обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии, и прочих
областей естествознания.
Курс по предмету «Искусство вокруг нас» на ступени основного и среднего (полного)
общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями
искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит
полного перечисления всех явления искусства, но дает возможность через отдельные
наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства,
литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо –
культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что
позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь
носителем определенной и культурной традиции, при помощи какой системы
координат он улавливает мир, а, следовательно, какой мировой порядок выстраивается
у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического
линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом
на «межвременной диалог» различных культур и сохранение целостности культурных
ареалов.

Развивающий потенциал курса «Искусство вокруг нас» на ступени основного и
среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении
нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной
оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотиваций их поступков и модели
поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми
и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится
развитию способности учащихся понимать логику исторического развития
мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем
и стилей.
Курс по предмету «Искусство вокруг нас» позволяет осознать уникальность и
неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в
культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как «мир
миров», в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место;
способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию
позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Цели и задачи обучения:
Основное направление курса 8 класса ориентировано на достижение следующих
целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного,
когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению предмету:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к ценностям мировой и
отечественной культуры;
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно –
творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей
мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной
и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (70 ч)
Содержание обучения по курсу отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – умение использовать приобретенные
знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
● определения путей своего культурного развития,
● профессионального самоопределения,

● организации личного и коллективного досуга.
Культуроведческая компетенция
- понимание произведений мировой
художественной культуры, умение анализировать их и соотносить с определенной
исторической эпохой, направлением, национальной школой. Владение нормами
этикета, культурой межнационального общения.
Основными индикаторами функциональной грамотности,
имеющей
метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть знаниями о
стилях и направлениях в искусстве, их характерных особенностях, о вершинах
художественного творчества в отечественном и зарубежном искусстве. Уметь логично
и выразительно излагать свою точку зрения на те или иные явления в искусстве и
культуре;
познавательные универсальные учебные действия: уметь анализировать
произведения искусства, выдвигать аргументы, строить логическую цепь
рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
извлекать необходимую информацию из различных источников, осмысливать ее,
определять основную и второстепенную в зависимости от коммуникативной цели;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами.
Процесс обучения ориентирован не только на освоение знаний о
закономерностях развития культурно – исторических эпох, стилей, направлений и
национальных школ в искусстве, но и на воспитание художественно – эстетического
вкуса, культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к
культурным традициям народов России и других стран мира.
Новые подходы к содержанию и организации учебного процесса по искусству
не исключают применение традиционных форм занятий, однако предполагают
расширение спектра применения, например: -исследования, - мастерской и др.при
обучении в VIII классе используются технологии личностно – ориентированного
развивающего обучения; дифференцированного обучения; проектные технологии с
использованием ИКТ; игровые; технологии традиционного обучения; технологии
уровневой дифференциации; технология индивидуализации; групповые технологии;
технологии саморазвивающего обучения.
Все формы организации образовательного процесса, технологии обучения,
формы контроля, приемы и методы направлены на формирование и развитие,
обозначенных в стандарте образования, компетенций учащихся.
Формы контроля: самостоятельная работа, сообщения, рисунки, стенгазеты,
презентации.
Личностностные результаты:
● воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
●
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
● формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
● умение осознанно использовать знания в области культуры и искусства для
выражения эмоциональных впечатлений от общения с произведениями искусства;
● формирование коммуникативной компетентности;
Метапредметные результаты:
• анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения
художественного и технического совершенства;
•
самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных
видах искусства;
• применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза
изображений;
• воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
• самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки
презентаций.;
• принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с
применением ИКТ ( буклет.)
Предметные результаты:
• осознавать значение искусства в жизни современного человека;
• знать причины возникновения искусства;
• понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
• рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
• эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
• уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
• ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
• владеть отдельными специальными терминами из области различных видов
искусства в рамках изучаемого курса;
• понимать значение стиля в искусстве;
• анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и
культурные особенности эпохи;
•
оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой
художественной культуры;
• понимать специфику восприятия различных визуальных произведений.

Тематическое планирование кружка «Искусство вокруг нас»
№
урока

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема занятий
«Художественные представления о мире и видах
искусства».
Вводное занятие
В мире искусств.
Виды искусства.
Видеопутешествие по архитектурным памятникам
России.
Раздел «Художники нашего края».
Многозначность понятия «художник». Творческий
путь Кирилла Килпалина
Выпуск газеты по творчеству художника
Творческий путь Павла Этьена
Выпуск газеты по творчеству художника
Творческий путь Вячеслава Красильникова
Выпуск газеты по творчеству художника
7 чудес света.
Талант и мастерство художника.
Раздел: «Азбука искусства».
Каменная летопись мира. Архитектура.
Понятие архитектурного стиля.
Виды архитектурных сооружений.
Особенности архитектурного образа.
Живопись, скульптура. Графика.
Виды живописи.
История скульптуры. Виды и жанры.
Фотография и изобразительное искусство.
Выразительные средства и жанры фотографии.
История фотографии.
Музыка среди других искусств
Театр-древнейшее искусство.
«Танец. Искусство хореографии.
Наши любимые музыкальные произведения
Раздел «Сокровища музеев».
Словарь понятий.
Музеи мира.
Наш Эрмитаж.
Видеоэкскурсия в Эрмитаж
Сокровища Третьяковки.
Видеоэкскурсия в Третьяковскую галерею

Количество
часов

1
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

31
32

33
34
35

Экскурсия по Музею изобразительных искусств в
Москве.
Видеоэкскурсия в Музей изобразительных искусств в
Москве
«Охрана искусства».
Меценаты.
Наши любимые произведения кинематографии.
Выставка работ.
Итого: 70 часов.

2
2

2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-415-445-26-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».