Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тиличикская средняя школа» СОГЛАСОВАНО Зам. директора по воспитательной работе __________ Л.В.Слипец «_____» ___________ 2021г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Тиличикская средняя школа» __________ В.Н.Алфёрова Приказ № _____ от _________ Программа кружка «Математические исследователи» 5, 6 классы Составитель: А.Т.Хестанова учитель математики 1. Пояснительная записка Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одарённости ученика. Причём главная ценность олимпиад состоит не в выявлении победителей и награждении особо одарённых учащихся, а в общем подъёме математической культуры, интеллектуального уровня учащихся. Под олимпиадными задачами по математике понимают задачи повышенной трудности, нестандартные по формулировке или по методам их решения. При таком подходе к определению в число олимпиадных задач попадают как нестандартные задачи по математике, использующие необычные идеи и специальные методы решения, так и стандартные задачи, но допускающие более быстрое, оригинальное решение. Наиболее подходящей формой подготовки к математическим олимпиадам в 5, 6 классах является математический кружок. Только здесь можно рассмотреть олимпиадные задачи, решаемые специальными методами. В частности, в 5-6 классах рассматривают различные типы логических задач, задачи на применение некоторых инвариантов (величин ,которые сохраняют своё значение в результате некоторых действий), математические ребусы, задачи на разрезание , геометрические упражнения со спичками и др. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Данный кружок организован для всех желающих. 2. Цели и задачи программы Цель: расширение математического кругозора, развитие нестандартного мышления, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся. Задачи : - создать необходимые условия для поддержки одаренных детей; - привить учащимся интерес к предмету «Математика»; - выявить наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников; - усилить теоретическую подготовку одаренных детей; - использовать склонность одаренных детей к самообучению; - создать условия для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках геометрии по наиболее сложным темам, которые чаще всего встречаются в олимпиадных задачах по геометрии; - создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот; - воспитать культуру математического мышления. 3. Планируемые результаты обучения Обучающийся получит возможность : - овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и др.; - научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. - использовать догадку, озарение, интуицию; - использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов. Личностные результаты: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: - сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания; - моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы; - применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками; - действие в соответствии с заданными правилами; - включение в групповую работу; - участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его; - аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения; - сопоставление полученного результата с заданным условием. - контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок; - анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин); - поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; - моделирование ситуации, описанной в тексте задачи; - использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации; - конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи; - объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий; - воспроизведение способа решения задачи; - анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных; - выбор наиболее эффективного способа решения задачи; - оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно); - участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи; - конструирование несложных задач; - выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже; - составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции; - выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием; - анализ предложенных возможных вариантов верного решения; - осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом. Предметные результаты: - создание фундамента для математического развития; - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. 4. Содержание программы Содержание программы состоит из следующих разделов: 1. Арифметика. Недесятичные системы счисления . Числа-великаны и числа-малютки . Арифметические ребусы. Запись цифр и чисел у других народов. Решение нестандартных задач на признаки делимости. 2.Четные и нечетные числа. Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение нестандартных задач на доказательства четности и нечетности чисел. 3. Математические игры. «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат». «Цепочки слов». (Слова-метаграммы). Математические фокусы 4. Геометрические фигуры. Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Геометрические задачи со спичками . Классификация геометрических фигур. Игра «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. 5. Решение задач. Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Задачи с «подвохом». Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения. 5. Тематическое планирование (1 час в неделю, всего-27 часов). № Дата Тема занятия занятия 1 Раздел: Арифметика (6 ч) Недесятичные системы счисления Кол-во часов 1 2 Числа-великаны и числамалютки 1 3 Арифметические ребусы. 1 4 Запись цифр и чисел у других народов Решение нестандартных задач на признаки делимости. 1 5/6 7 8/9 10/11 12/13 Раздел: Чётные и нечётные числа(3 ч) Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. 2 1 Решение нестандартных задач на 2 доказательства четности и нечетности чисел. Раздел: Математические игры (4 ч) «Не собьюсь», «Попробуй посчи- 2 тать», «Задумай число», «Магический квадрат». «Цепочки слов».(Словаметаграммы). Математические фокусы 2 Раздел: Геометрические фигуры (6 ч) 14/15 Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. 2 16 Геометрические задачи со спич- 1 ками 17/18 Классификация геометрических фигур. Игра «Танграм». 2 19 Конструирование фигур из треугольников. 1 20/21 Раздел: Решение задач (8 ч) Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории. 2 22/23 Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. 24/25 Задачи на взвешивание. Логиче- 2 ские задачи. Несерьезные задачи. Задачи с «подвохом». 26/27 Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения. 2 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Литература: Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М.: Просвещение, 2014. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.[Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады). Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады). Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003 И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008 М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011 И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009 С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994 И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева: «Наглядная геометрия, 5-6 класс» Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики», Москва, 2003 А.В.Фарков «Математические олимпиады: методика подготовки» Москва «Вако» 2014