Воспитание духовно-нравственного ученика

04.11.2022

Актуальность моего опыта состоит в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. Безусловно, важной педагогической задачей является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Ещё Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Чтобы этого не произошло, надо на уроках уделять внимание воспитанию подрастающего поколения. А наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы. В первую очередь – это история и обществознание. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Много лет назад педагог-новатор Ш. А. Амонашвили говорил: «Если вы … учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизньи не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили». С этой целью я использую разнообразные формы и методы работы. Приоритетными являются активные приемы и средства обучения, позволяющие вовлечь учащихся в познавательный процесс, организовать процесс самостоятельного получения знаний. В первую очередь это метод проблемного диалога, позволяющий привлечь учащихся к поиску проблем и способов их совместного разрешения, что, несомненно, значительно интересней, динамичней, а главное продуктивней, нежели просто изучение параграфа. Открытие же для ребенка всегда создает ситуацию успеха и познавательного удовольствия. Любая тема по истории может быть подана в форме эвристического диалога. Грамотно организованный диалог требует соблюдения ряда основных условий: логическая взаимосвязь, четкость вопросов, пошаговый поиск и решение проблемы, быстрая и грамотная корректировка вопросов в зависимости от ответов детей; создание взаимно заинтересованной, доверительной атмосферы, позволяющей спокойно высказать свою точку зрения, не бояться сказать что-то не так.

Образно говоря, дети должны привыкнуть к принципу, сформулированному еще Декартом: «Не бывает глупых мыслей, если они родились в собственной голове, глупым бывает лишь их отсутствие». Конечно, такой диалог требует серьезной подготовки, как от учителя, так и от учеников, переосмысления материала учебников, крайне редко содержащих проблемные ситуации. Крайне важно, что помимо решения учебно-познавательных задач, такой диалог обладает воспитательным значением, способствует развитию коммуникативных навыков, толерантности.

Вторым приемом, способствующим активизации учебного процесса, является использование на уроке системы кластеров – выделение смысловых единиц материала и их оформление в виде схемы. Система кластеров используется как в процессе поиска проблемного поля темы, так и в процессе работы над историческими текстами. Так, при изучении новой темы ученикам предлагаю самим решить, на какие  вопросы-проблемы следует разбить данную тему, а затем самим же искать ответы. В процессе такой работы создается мотивация для изучения материала – сами сформулировали вопрос, сами же ищем на него ответ, кроме того происходит систематизация материала, устанавливаются причинно-следственные связи. В конце урока обязательно должна возникнуть следующая «гроздь» кластеров, т.е. более сложных вопросов, называемых «толстыми» вопросами, направленных уже на осмысление материала. Умение самостоятельно формулировать вопросы к теме свидетельствуют о наличии критического, т.е. творческого мышления. Третьим элементом активизации обучения является уроки-дискуссии, позволяющие выявить противоположные позиции по наиболее актуальным проблемам, их обсудить. Главная цель таких дискуссий – формирование активной, аргументированной познавательной позиции. Основные качества личности, которые воспитываются в процессе таких дискуссий – заинтересованность, интеллектуальная терпимость, умение слушать, умение «держать позицию», ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха). Правила дискуссии формулируются вместе с детьми, что также является сильным воспитательным моментом.

Еще одним приемом активизации обучения является регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала. Основными видами познавательных задач являются:

v анализ исторических фактов, событий, статистических данных;

v комментирование различных суждений из газет, журналов, документов;

v задания на сравнительный анализ, выявление причинно-следственных связей и т.д.

Хотелось бы отметить актуальность и эффективность  применения интегрированных уроков, позволяющих сформировать целостное восприятие проблемы.

 На своих уроках очень часто использую тексты исторических документов.

Работа с историческими документами позволяет моим ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Однако критический анализ показывает, что прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете, потому что в жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательным в прошлом. Изучая историю сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Однако здесь необходимо удержать себя и своих учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали революции, войны, террор. И здесь нравственная задача учителя – «перенести» ребят в изучаемую эпоху, добиться её глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке добиться.

Сегодня, в век информатизации, большим подспорьем при выборе материала является разнообразие кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка. Всем известно, что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно - хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках использую песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

На уроках использую часто и эпиграфы. Например: «Нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом» (В.Пикуля). Такие фразы не только воспитывают, но и создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей, так как история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Активизируют и воспитывают деятельность учащихся и игры на уроках, так как игра помогает сдружиться классу, учит ребят оказывать взаимопомощь, поддержку и ученик уже не боится быть отвергнутым, т.к. в команде все друг за друга отвечают.

На уроках использую так же и наглядность, которая является прекрасным средством, влияющим на учебную мотивацию, где ребята учатся выслушивать мнения других, стараясь высказать и свою точку зрения. Наглядность вызывает интерес и побуждает к деятельности, способствует переходу учебной мотивации на более высокую ступень - внутреннюю мотивацию, что создает условия для становления духовности личности.

Фактором неожиданности выступают веселые карикатуры. На слайдах показываю карикатуры разных времен и прошу самих учеников определить тему урока. В конце урока дети устанавливают, как карикатура связана с темой урока. Например: на слайде карикатура по Мюнхенскому процессу. Ребята должны ответить после изучения данной темы на ряд вопросов: кто изображен на карикатуре, дать  психологические характеристики персонажам, какие идеи хотел донести автор и т.д.

Также я использую карикатуры для определения темы и выдвижения гипотезы: например: на слайде карикатура «На Москву – хох! От Москвы: ох!», прошу внимательно рассмотреть её и определить тему урока. Затем ребята сравнивают две карикатуры и выдвигают гипотезу на урок, которую они должны либо доказать, либо опровергнуть.

Таким образом, в процессе работы с карикатурами ученики не только определяют тему урока и выдвигают гипотезу на урок, но и переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Учащиеся в процессе работы с карикатурами приобретают способность реагировать на наглядные объекты социальной информации, критически воспринимать и осмысливать их. Что в дальнейшем поможет им правильно оценить то или иное историческое событие.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

 «Обществознание» обладает также широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно на уроках обществознания рассматриваются вопросы смысла жизни, ценности семьи, воспитания, общения и других направлений, важных для всестороннего развития личности. При изучении тем «Человек», «Семья», «Труд», «Родина» школьники получают представления о таких понятиях, как совесть, долг, патриотизм, милосердие и доброта. В учебники по обществознанию 6-7 классов включены множество иллюстраций, позволяющих проводить большую воспитательную работу на учебных занятиях. Яркий пример: плакат «Родина-мать зовёт», по которому проводится беседа о патриотизме, любви к Родине и к матери, необходимости их беречь и защищать.

В рубриках «Учимся дружно жить в классе» и «Учимся общаться» даются рекомендации, как нужно понимать и уважать окружающих, дружить, проявлять внимание и заботу о близких людях. В статье «Учимся уважать людей любой национальности» подчёркивается важность соблюдения «золотого правила морали» и толерантного отношения к другим народам.

Организую самостоятельные творческие работы, мини-проекты «Никого дороже нет» - о своей семье, «Спешите делать добро» - о помощи пожилым людям, «Народная мудрость» - по назначению пословиц и поговорок; «Добрые традиции» - по изучению обычаев и культуры народов России, «Память в сердцах» - патриотической направленности и другие.

При изучении темы «Добро и зло» в 6 классе обращаю внимание воспитанников на то, что доброта как важное качество человека, ценилась во все исторические времена. В Поучении русского князя Владимира Мономаха мы можем прочитать: «А куда не пойдите, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего. Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово». Подростки делают вывод об основном назначении человека – творить добро, приводят примеры добрых дел из своей жизни.

Большую роль в нравственном воспитании играет оценочная деятельность школьников. При этом обучающиеся самостоятельно осмысливают как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей на примере ситуаций, которые можно инсценировать и проанализировать.

Предлагаю задание по группам: в обозначенных ситуациях, которые могут случиться с вами, выделите и запишите в два столбика позитивные (добрые) мысли и негативные (трусливые) мыслишки.

Ситуации:

1.     Вы видите, как ваши одноклассники обижают малышей. Вы молча проходите мимо, не желая портить отношения. Но совесть не оставляет вас в покое. Как вы поступите в следующий раз?

2.     Вы нечаянно сломали компьютер на рабочем столе учителя в кабинете истории. Никто этого не видел. Учитель подозревает одного из друзей. Как поступить?

3.     Продавец ошибся и дал вам лишние деньги (сдачу). Можно их оставить себе, а можно вернуть. Как вы поступите?

4.     Ты увидел, как старшеклассник отбирает у второклассника деньги. Как поступишь? И т.д.

В итоге происходит оценка различного поведения в данных ситуациях. Дети приводят другие примеры поступков сверстников.Хочу такой сайт

В процессе изучения обществознания часто обращаюсь к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему. Исследовала такие темы:

 Твоё мнение о современной молодёжи

Почему так грубы между собой современники?

Что, по-твоему, необходимо изменить в школе для улучшения отношений между участниками учебного процесса?

 Как влияют СМИ на моральные качества современной молодёжи?

Все эти опросы нацелены на изучение личности учащегося, и в то же время являются ценностно-ориентировочными.

Стараюсь использовать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводила в форме дискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, стараюсь постоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой сложной проблемы.

На уроке по теме «Нравственные отношения - основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста? Казалось бы, здесь не может быть иного отношения, кроме уважительного к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкивается с раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношением к молодёжи и даже с грубостью. Всё это вызывает ответное неприятие, влияет на отношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли к обсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассники назвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённость уровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнюю беззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработать проект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Недавно я начала вести эту работу с каждым классом, так как поняла, что историю лет глубже понимают именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребята составили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные события российской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды, третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченные наградами страны. Эффект этой работы значительно выше всех нравоучительных бесед.

Использую и такой приём, который называю: «Спроси свою совесть». Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?»

Что показали опросы?

1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают - 6-7е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1-2-е место.

2. Отмечая особенность нравственных отношений в обществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге, распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются именно этими формами общения. При исследовании владения нравственными понятиями более 55% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство».

3. Исследования позволили мне сделать вывод о том, что между мною и учащимися, которым я с пятого  класса преподаю историю и обществознание, установились достаточно доверительные отношения.

Над детьми велика сила примера. В школе -это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Это он создает в школе атмосферу серьезности, допускающую шутку, но не превращая всего дела в шутку. Дома-это нравственный пример родителей.

Все это дополняется в процессе обучения «примером книжным» - нравственным влиянием истории, обществознания и других учебных предметов, формирующих правильные жизненно нравственные идеалы молодого поколении.

Духовно-нравственное воспитание -это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе духовно-нравственных ценностей, с целью развития ее способности к духовно-нравственному совершенствованию. 

Цель духовно-нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.

Содержанием духовно-нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду - это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».

В эти обобщенные духовно-нравственные качества входит множество других нравственных качеств:

1. дисциплинированность и ответственность,

2. доброта и вежливость,

3. трудолюбие и честность и др.

Средствами духовно-нравственного воспитания являются:

1. обучение;

2. личный пример учителя;

3. убеждение;

4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5. меры предупреждения и поощрения и взыскания.

Безусловно, духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим  свое внимание в педагогической деятельности сосредоточила  на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе.  Пришла к выводу, что определенная последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации личности.  В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, игра и др. Их знание и учет помогают более эффективно строить процесс духовно-нравственного воспитания детей. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности формирую у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим

 Воспитать духовно-нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если  вести системную  совместную работу родителей, учителей, педагогов дополнительного образования.

      
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».