28.10.2022
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” называется в числе одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы и села.
Способность к творчеству предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое.
В едином образовательном пространстве села Тиличики и МКОУ «Тиличикская средняя школа» создаются условия для развития ребенка, его духовно-ценностной ориентации в процессе взаимодействия разных типов учреждений.
Школа готовит целенаправленно учащихся к жизни, труду в информационно более насыщенной среде, требующей от членов общества повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой общеобразовательной базы, подлежащей обогащению и развитию.
Единая образовательная среда села и школы отличается тем, что здесь интегрированы возможности среды и школы. Выстроено целостное образовательное пространство, сформирована особая образовательная среда. Постоянно обогащаемая среда (единое образовательное пространство села Тиличики и МКОУ “Тиличикская средняя школа” предоставляет всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для личностного саморазвития в образовательном комплексе: дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа – летняя оздоровительная площадка – учреждения дополнительного образования и учреждения социально-культурного назначения.
Одной из эффективных форм приобщения дошкольников и учащихся школы к истории родного края являются экскурсии учащихся в краеведческий музей ОМР. Музей играет особую роль в формировании у личности целостной картины мира для детей. С интересом дети знакомятся с традициями народов Камчатского края, через общение со старожилами глубже познают историю, культуру народов. Так закладываются основы формирования у воспитанника детского сада системы знаний о своеобразии истории края, что способствует становлению Гражданина.
Особое место занимает школа, которая реализует государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и тип личности выпускника и ориентирована на достижение образовательного стандарта обученности, в ней целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты “воспитывающее обучение” и “обучающее воспитание”.
Школа – пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с ее культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие в селе Тиличики нормы и ценности. В программе развития школы выдвигаются следующие задачи:
- создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности.
- сформировать профессиональную среду, способствующую успешной работе педагогов;
- воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающего, способного адаптироваться и жить в современном обществе.
Единое образовательное пространство села и школы, предоставляя возможности для самореализации школьника, обеспечивает субъектность его позиции в нем. Центральное место в образовательном пространстве занимает личность учащегося и учителя.
Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы и села, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:
- образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);
- внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а также кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);
- взаимодействие семьи и школы;
- сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений села.
- повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования;
Школа имеет опыт обучения по двум профилям: социально-экономическому, химико-биологическому. В школе реализуются программы элективных курсов, профильных программ. Определение профилей обучения в школе осуществляется на основе интересов и способностей учащихся, их жизненных планов, возможностей педагогического коллектива школы, традиций и особенностей социокультурной среды. Учителя создают “творческие пространства” на уроках. От его стабильности зависит эффективность саморазвития личности. “Творческое пространство” - желательный вариант образовательного пространства человека.
В настоящее время в связи с изменившейся ситуацией в мире большое внимание уделяется изучению языков как средству общения и взаимопонимания с носителями языка, т.е. приобщения к родной и иной культуре. Проблема приобщения школьника к традициям национальной культуры является одной из самых актуальных и важных в современном образовании. Язык – это составная часть культуры, поэтому приобщение к этнокультуре через язык связано с освоением духовного наследия нации, истории своего народа. Учителя гуманитарного цикла через тщательный отбор содержания образования, технологий обучения и воспитания приобщают учащихся школы, находящихся в основном в среде родного языка, к познанию картины мира, ценностям, созданным русским и другими народами, и в то же время открывают им уникальность и самобытность истории и культуры собственного народа, совершенствуют их творческий опыт. Это определяет особую роль сельских учителей как носителей традиций определенного этнокультурного пространства, посредников между миром взрослых и детей. Решающую роль в стимулировании учебно-познавательной деятельности играют личные взаимоотношения учителя и его учеников. Ученые считают, что успех обучения зависит от того, насколько близки “Миры” учителя и учащихся.
За последние 3 года школой реализованы следующие проекты:
- Школа – территория здоровья;
- Школа полного дня;
-Развитие ИКТ-компетентности участников образовательного процесса через проектную и исследовательскую деятельность”.
В школе создаются условия для содержательного общения школьников разных возрастов и социальных групп, интенсивного проживания ими разных социальных ролей.
Воспитательная система школы базируется на идеях демократизации и гуманизации школьного быта, средового подхода, связи обучения и воспитания с социально значимым трудом. Школьник участвует в построении образовательной среды через детское объединение “Северное сияние”, школьное самоуправление.
Школа имеет свои традиции: проводятся праздники “День знаний”, “ “Посвящение в первоклассники”, “Праздник Букваря”, “Новогодний Бал-маскарад”, “День святого Валентина”, “Последний звонок”, “Выпускной бал”, соревнования – “Мама, папа и я – спортивная семья”, “ месячники по гражданско-патриотическому воспитанию, КВН, дни самоуправления и др. Важная задача педагогов – вовлекать учащихся в социально значимые проекты наравне со взрослыми. Учащиеся занимаются трудовым обучением через урочную деятельность в школьных мастерских, через общественно-полезный труд, организуемый в течение учебного года.
МКОУ “Тиличикская средняя школа” является не только образовательным, но и социокультурным центром села. Именно поэтому цель работы педагоги видят в формировании творческого, успешного человека с активной гражданской позицией, который свободно адаптировался бы в русскоязычной среде и ориентировался бы в окружающей действительности, включая мир духовных ценностей, конкурировал бы с выпускниками других школ по объему и качеству полученных знаний. Для того чтобы достичь этой цели, учитель и ученик должны находиться в “едином смысловом поле” с учетом взаимодействия социально-педагогических и психологических факторов: память – традиция – культура – воспитание – духовность – личность – народ.
Наряду с внеурочной работой, внеклассной работой и внешкольной работой детей в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Оно является практико-ориентированным.
Школа предоставляет различные дополнительные образовательные услуги через Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка Роста»
В конце учебного года проводятся отчетные концерты учащихся МКУ ДО «Олюторская РДШИ» с приглашением родителей, общественности села. Учащиеся традиционно участвуют в праздничных концертах МКУК Олюторского МР «ЦКИД».
Нравственно-духовное
развитие, накопление творческого опыта, опыта гражданского поведения учащимися
осуществляется в учреждениях дополнительного образования: МКОУ ДО
«Районный ЦВР», краеведческий музей ОМР,
МКУК ОМР «МЦБС», МКУК Олюторского МР
«ЦКИД». Школа поддерживает связь со всеми учреждениями. В целом 92 % детей
охвачено всеми видами дополнительного образования в школе и во внешкольных
учреждениях.
Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Как показывает наш опыт, задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение, связать знания с интересами личности, помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно эмоционально окрашенными событиями, придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям, организовать совместную деятельность детей и взрослых, вызвать “позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.
Алферова В. Н., директор.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2022
Дата обновления: 28.10.2022
Дата публикации: 28.10.2022