Рабочая программа СОО Основы компьютерной графики11 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для учащихся 11 класса общеобразовательной направленности на
основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования к предметным результатам по информатике, с учѐтом целевого раздела
ООО МКОУ «Тиличикская СШ».
Программа контролирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность
изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Данный учебный курс разработан с целью обучения учащихся работе с растровыми
изображениями в редакторах Adobe Photoshop, GIMP и векторными в редакторе Inkscape.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами освоения учебной программы являются:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие
современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
2

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
• формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции).
Предметные результаты освоения учебной программы курса
Учащиеся научатся основам компьютерной графики, а именно:
• особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
• особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
• методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
• способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
• методы сжатия графических данных;
• проблемы преобразования форматов графических файлов;
• назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса, учащиеся получат возможность
научиться:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной
программы Inkscape, а именно:
•
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
•
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
•
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
•
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
•
работать с контурами объектов;
•
создавать рисунки из кривых;
•
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения
объектов;
•
получать объѐмные изображения;
•
применять различные графические эффекты (объѐм, перетекание, фигурная подрезка
и др.);
•
создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
2)
редактировать изображения в программе GIMP, а именно:
•
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
(область, лассо, волшебная палочка и др.);
•
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
•
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного
оформления;
•
сохранять выделенные области для последующего использования;
•
монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
•
раскрашивать чѐрно-белые эскизы и фотографии;
•
применять к тексту различные эффекты;
•
выполнять тоновую коррекцию фотографий;
•
выполнять цветовую коррекцию фотографий;
•
ретушировать фотографии;
3)
выполнять обмен файлами между графическими программами.
Основное содержание учебного курса
1 Основы представления графических данных
Виды компьютерной графики. Растровая графика. Достоинства растровой графики.
Недостатки растровой графики. Разрешение оригинала и экранного изображения. Разрешение
печатного изображения, понятие линиатуры. Динамический диапазон. Связь между параметрами изображения и размером файла. Масштабирование растровых изображений.
3

Векторная графика. Математические основы векторной графики. Достоинства векторной
графики. Недостатки векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели).
Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных
графических программах. Цветовая модель HSB (Тон - Насыщенность - Яркость).
Программные средства обработки графических изображений. Форматы графических
данных. Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных.
Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических
программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Фрактальная графика. Основные понятия трехмерной графики.
2 Adobe Photoshop. Области применения программы.
Области применения Photoshop. Интерфейс Adobe Photoshop.
Палитра. История. Кадрирование. Архивная кисть. Обрезка изображения. Выделение.
Прямое и овальное выделение. Замена цвета. Слои Фильтры Сохранение изображения
Примерные темы практических работ
1. Установка программы
2. Убрать фон
3. Создание фотоколлажа
3 Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape
Векторный редактор Inkscape. Запуск программы. Интерфейс программы. Особенности
меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов.
Строка состояния. Изменение масштаба. Создание документа. Изменение параметров
страницы. Сохранение документов.
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов,
многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение,
копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение
масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на
компьютере.
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки.
Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга:
линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный,
улучшенный.
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории.
Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и
относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование,
сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Метод выдавливания для получения объѐмных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объѐмных изображений.
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение
художественных эффектов.
Создание текстового объекта. Особенности простого и фигурного текста. Оформление
текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование,
поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста. Кернинг.
Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок.
Работа с растровыми изображениями. Вставка растровых фрагментов. Перевод векторного изображения в растровое.
4

Примерные темы практических работ
1.
Рабочее окно Inkscape
2.
Создание простейших объектов в редакторе Inkscape
3.
Методы упорядочения и объединения объектов
4.
Создание рисунка из объектов
5.
Закраска рисунков
6.
Создание и редактирование криволинейных контуров
7.
Обработка замкнутых контуров
8.
Работа с текстом
9.
Создание визитки
10.

Создание сложной композиции средствами Inkscape.

4 Работа в графическом редакторе GIMP
Знакомство с программой обработки растровой графики GIMP. Особенности меню.
Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели - вспомогательные
окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных
инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение
границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.
Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски.
Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение
выделенных областей для повторного использования в каналах.
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для
создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение,
зеркальное отражение, объединение.
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей
(гистограмма). Гистограмма светлого, тѐмного и тусклого изображений. Основная задача
тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.
Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой
коррекции.
Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов
изображений вручную. Повышение резкости изображения.
Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура.
Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для
добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
Примерные темы практических работ
14.
Рабочее окно GIMP
15.
Изменение динамического диапазона изображения
16.
Использование фильтров
17.
Ретушь графического изображения
18.
Работа с контурами
19.
Создание текстур в растровом графическом редакторе
20.
Создание gif анимации
21.
Текстовые эффекты в GIMP
22.
Составление композиции в программе GIMP.

5

№ темы

1.
2.
3.
4.

III Тематическое планирование
Название темы

Количество часов

Основы представления графических данных
Adobe Photoshop. Области применения программы.
Выделение. Замена цвета. Кадрирование. Слои.
Обработка и редактирование векторной графики в
Inkscape
Работа в графическом редакторе GIMP
Итого

7
6
12
8
33

IV КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Основы представления графических данных
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Название темы

Дата проведения
По Фактиплану чески

Виды компьютерной графики. Растровая графика.
Достоинства и недостатки растровой графики.
Векторная графика. Достоинства и недостатки векторной
графики.
Понятие цвета и способы его описания. Аддитивная цветовая
модель RGB. Практическая работа «Исследование цветовых
моделей».
Субтрактивная цветовая модель CMYK. Цветовая модель HSB.
Практическая работа «Исследование цветовых моделей».
Форматы графических файлов. Методы сжатия графических
данных.
Преобразование файлов из одного формата в другой.
Фрактальная графика. Основные понятия трехмерной
графики.
2. Adobe Photoshop. Области применения программы

№
п/п
8.

9.

Название темы

Дата проведения
По Фактиплану чески

Области применения Photoshop. Интерфейс Adobe Photoshop.
Практическая работа «Установка программы» (бесплатная
версия – 30 дней»
Палитра. История. Кадрирование.

Архивная кисть. Обрезка изображения. Выделение. Замена
цвета.
11. Слои
10.

12.
13.

Фильтры
Сохранение изображения
6

3. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape
№
п/п
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

№ п/п

Название темы

Дата проведения
По Фактиплану чески

Векторный редактор Inkscape. Элементы управления.
Практическая работа «Рабочее окно Inkscape».
Создание редактирование фигур. Практическая работа
«Создание простейших объектов в редакторе Inkscape».
Выделение объектов. Операции над объектами.
Выделение нескольких объектов. Группировка объектов.
Практическая работа «Методы упорядочения и объединения
объектов».
Практическая работа «Создание рисунка из объектов».
Заливка и штрих. Практическая работа «Закраска рисунков».
Градиенты. Практическая работа «Закраска рисунков».
Дублирование и выравнивание объектов. Практическая работа «Методы упорядочения и объединения объектов».
Логические операции над объектами. Практическая работа
«Методы упорядочения и объединения объектов».
Изменение порядка объектов. Практическая работа «Методы
упорядочения и объединения объектов».
Рисуем в Inkscape.
Работа с растровыми изображениями. Вставка растровых
фрагментов. Перевод векторного изображения в растровое.

4. Работа в графическом редакторе GIMP
Название темы

Дата проведения
По Фактиплану чески

26. Знакомство с программой обработки растровой графики GIMP.
Интерфейс. Панели GIMP. Практическая работа «Рабочее окно
GIMP».
27. Работа с файлами. Создание нового изображения.
28. Работа с файлами. Загрузка изображений в GIMP. Сохранение
файлов.
29. Инструменты рисования кисть и карандаш.
30. Инструменты рисования плоская заливка, градиент, штамп,
штамп в перспективе и лечебная кисть. Практическая работа
«Создание текстур в растровом графическом редакторе».
31. Инструменты рисования палец, пипетка, аэрограф, осветление/затемнение, ластик и перо. Практическая работа «Ретушь
графического изображения».
32. Работа со слоями. Применение слоѐв. Создание нового слоя.
Перемещение слоѐв.
33. Слои и GIF-анимация. Практическая работа «Создание gifанимации».

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-415-445-26-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».