Пояснительная записка. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Цель занятий, проводимых по программе «Развитие речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачами курса являются: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Место учебного курса в учебном плане. Программа курса «Развитие речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе. Рабочая программа курса «Развитие речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Предметные и метапредметные результаты изучения курса. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД): Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов; уметь: уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи. Программа курса «Развитие речи». 1 класс. Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение картинкам, контексту. многозначного слова по предметным Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. № п/п Тема занятия 1. Речь. 2. Тише, громче. 3. Слова, слова, слова. 4. Озорные буквы. 5. Слова играют в прятки. 6. Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. 7. 8. 9. Омонимы. 10. Синонимы. 11. Антонимы. 12. 13. Тематические группы слов. Наш цветной мир. 14. 15. 16. Что на что похоже? Что на что похоже? Голоса природы. 17. Проверим себя. Тематический план. 1 класс. Элементы содержания Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Речь (2ч.) Знакомство с ролью речи в жизни Определить роль речи в жизни людей. людей. Обсуждение значения Формирование навыков употребления выразительной речи выразительной речи. в жизни. Слово (16ч.) Формирование представлений о Формирование представлений о слове как комплексе звуков. слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение Обсуждение важности сохранения Формирование понятия о важности позиции каждой буквы в слове. сохранения позиции каждой буквы в слове. Развитие познавательного Развитие внимательного отношения к отношения к языку, внимательного слову. отношения к слову. Сведения о лексическом значении Формирование понятия о слова. лексическом значении слова. Сведения Формирование понятия о прямом и о прямом и переносном значении переносном значении слова. слова. Формирование первичного Формирование понятия представления о многозначности многозначности слова. слов. Формирование первичного Формирование первичного представления об омонимах и их представления об омонимах. значении в речи. Формировать первичное Формирование первичного представление о синонимах, их представления о синонимах. значении в речи. Формировать первичное Формирование первичного представление об антонимах и их представления об антонимах. значении в речи. Познакомить с тематическими Познакомить с тематическими группами слов группами слов. Формировать первичное Формирование первичного представление об образности. представления об образности. Формировать первичное Формирование первичного представление о сравнении. представления о сравнении. Использование изученного Развитие познавательного интереса к материала для развития языку. воображения, памяти. Выявить уровень усвоения Выявить уровень усвоения изученного материала и умения изученного материала и умения применять свои знания в применять знания в нестандартной нестандартной ситуации. ситуации. 18. Загадки. 19. 20. Культура речи. Вежливые слова. Пословицы. 21. Учимся рассуждать. 22. Учимся рассуждать. 23. Текст. 24. Текст. 25. Заглавие текста. 26. Тема текста. 27. Повторение пройденного. 28. Опорные слова. 29. Мы строим текст. 30. Мы строим текст. 31. План текста. 32. План текста. 33. Проверим себя. Формировать умения отгадывать загадки. Культура общения (5ч.) Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Сведения о причинноследственных связях между предметами, явлениями, событиями. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. Текст.(10ч.) Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Обсуждение целостного единства предложений в тексте Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Определение темы текста и составление текста на определенную тему. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. Отработка навыков построения связного текста. Сформирование сведений построения связного текста. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. Выявить уровень усвоения изученного материала. Формирование умения отгадывать загадки. Прививать навыки культурной речи. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Умение применять знания в нестандартной ситуации. Формирование навыка составления текста по опорным словам. Формирование навыков построения связанного текста. Формирование навыков составления плана текста. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. 2 класс. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. знать: многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. восстанавливать деформированный текст; устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; составлять планы различных видов. Тематический план. 2 класс. № п/п Тема занятия Элементы содержания Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Слово (13 ч) 1. Слово. Значение слова. Продолжить работу над понятием «слово» 2. Многозначные слова. Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. 3. Омонимы Продолжить формирование понятия «омонимы» Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. 4. Омофоны, омоформы Уметь различать омофоны и омоформы. 5. Синонимы 6. Антонимы Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. 7. Фразеологизмы 8. Фразеологизмы 9. Фразеологизмы 10. Пословицы Познакомить с понятием «фразеологизмы». Продолжить знакомство с пословицами. Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. 11. 12. 13. Продолжить знакомство Уметь узнавать предмет по его учащихся с загадками, их краткому описанию. Уметь художественными сочинять свои загадки. особенностями. Уметь сконструировать Изобразительные средства Учить выделять и сравнивать образное выражение языка. Сравнение. существенные признаки (сравнение, олицетворение) по предметов, составлять образцу, из данных учителем предложения слов, умение использовать описательного характера слова с переносным значением с использованием при составлении предложений, сравнений. текстов описательного и повествовательного характера. Изобразительные средства Познакомить с олицетворением, как языка. Олицетворение. изобразительным средством языка. Предложение и словосочетание (3ч) Загадки 14. Связь между Работа над предложениями в тексте деформированным текстом. 15. Связь текста 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. между частями Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. Работа с Проверить умение деформированным учащихся устанавливать текстом связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст. Текст (13 ч) Текст. Тема текста. Продолжить работу по Заглавие. формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. Текст. Опорные слова. Упражнять в выделении из текста опорных слов и Текст. Опорные слова. составлении рассказа по опорным словам. Проверим себя. Выявить уровень усвоения изученного материала. План. Составление плана. Продолжить работу над выработкой умения составлять план. Виды плана. Познакомить с разными видами плана. Виды плана. Виды плана. Закрепление. Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. Уметь находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. 25. Редактирование текста 26. Типы текста. Описание. 27. Текст – описание. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. Познакомить с текстомописанием. Развивать воображение, внимание. сравнительное Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов. Типы текста. Познакомить с текстом – Повествование. повествованием. Развивать воображение. Типы текста. Познакомить с текстомРассуждение. рассуждением. Развивать логическое мышление. Сочинение на тему «Мой выходной день». Составление плана. Сочинение на тему «Мой выходной день». Повторение пройденного. Повторение пройденного. Культура общения (5 ч) Обучение письменному сочинению. Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. Материал для КВН, Отработка знаний, викторин, конкурсов. умений, навыков. Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. Уметь различать текстрассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. 1. 2. 3. 4. 5. Школа развития речи: Курс «Речь»: учебник для 1 класса: в 2 частях / Т. Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ Школа развития речи: Курс «Речь»: учебник для 2 класса: в 2 частях / Т. Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ Школа развития речи: Курс «Речь»: рабочая тетрадь для 1 класса: в 2 частях / Т. Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ Школа развития речи: Курс «Речь»: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 частях / Т. Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ Школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие / Т. Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ