Программа по курсу внеурочной деятельности "Почитаем, поиграем" 2-3 классы 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Читательская компетентность является необходимым условием освоения
школьниками практически всех учебных дисциплин. Владение навыками смыслового
чтения способствует продуктивному обучению и помогает развивать аналитическое,
интерпретирующее и критическое мышление. Когда ребенок владеет смысловым чтением,
то у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная. Смысловое чтение
следует рассматривать не как вид чтения, а скорее, как уровень чтения. Навык работы с
текстом – важная составляющая в формировании информационной компетентности
обучающихся.
Как помочь ученику овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является
стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Цель:
- Формирование читательских и информационных компетентностей учащихся
через чтение современной художественной
литературы из фондов ШБ.
-Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития читателей в
единстве внеурочной деятельности и ШБ.
Организационные моменты:
- Целевая аудитория: две группы учащихся 2-3классов.
- Программа рассчитана на 2022 -2023 учебный год, занятие1 раз в неделю.
- Основной носитель содержания: библиотечное занятие, в основе занятия
–громкое чтение с обсуждением.
- Используемые педагогические и библиотечные технологии: стратегиальное чтение .
- Занятия проводятся по календарно-тематическому плану
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса для 2-3 классов «ПОЧИТАЕМ ,
ПОИГРАЕМ!»
I ПОЛУГОДИЕ
ТЕМА 1 :«НАШИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ»
Раздел 1. «Мы теперь не просто дети, мы теперь УЧЕНИКИ!»
№ п\п Тема занятия
1.
1.1.1. «На улицах книжного
города»
2.
1.1.2. «Из истории
письменности, книги,
библиотек»
3.
1.1.3. «Азбука
вежливости»
4.
1.1.4. «Юному читателю»
5.

Форма
Беседа, экскурсия по библиотеке

План

Библиотечный урок
Беседа у книжной выставки
Библиотечный урок

1.1.5. «Чему учат в
Обзор книжной выставки
школе?» (посвящается Дню «Сказочные школы»,
Учителя)
информационно-развлекательная
программа
Раздел 2. «Знакомьтесь, девчонки, читайте мальчишки, в гости пришли к нам
КНИЖКИ-МАЛЫШКИ!»
6.
1.2.1. «Круглый год»
Беседа с элементами игры,
презентация мини-сборника

Факт

7.

1.2.2. «Времена года.
Осень»

Литературный утренник-концерт
по творчеству русских поэтов

8.

1.2.3. «Читаем и играем»

Презентация мини-сборника
«Веселые минутки»

9.

1.2.4. «Хорошо, когда
Беседа с мультимедийной
теплом кто-нибудь
презентацией по стихам А.Барто
поделится!»
Раздел 3. «Знает читатель,- нет книжки прекрасней той, где написано
«РУССКИЕ СКАЗКИ»!»
10.
1.3.1. «Детям на потеху,
Обзорная беседа у книжного
добрым людям на
стеллажа «Устное народное
радость!»
творчество» с игровой программой
11.
1.3.2 «В гостях у сказки»
Литературное путешествие по
русским народным сказкам
12.
1.3.3. «Скоро сказка
Инсценирование русской
сказывается…»
народной сказки «Теремок» по
мультимедийной презентации с
музыкальным сопровождением
13.
1.3.4. «Жили-были…»
Коллективное выразительное
чтение сказки «Колобок», конкурс
чтецов на звание «Самый лучший
колобок»
14.
1.3.5. «Что за прелесть эти
Чтение по ролям и творческие
сказки…»
презентации кружковцев по
русской народной сказке
«Снегурочка»
15.
1.3.6. «Сказка ложь, да в
Литературный конкурс «Хорошо
ней намек…»
ли вы знаете русские народные
(заключительное занятие
сказки?»
по теме «Русские
народные сказки»)
16.
1.3.7. ««Новогодний
Литературный новогодний
калейдоскоп!»
утренник
II ПОЛУГОДИЕ
Тема 2: «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!»
Раздел 1. «Расскажут о чуде, веселье и грусти волшебные
СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ РУССКИХ!»
17.

2.1.1. «Времена года.
Здравствуй, гостья-зима!»

18.

2.1.2. «Чудесные сказки из
малахитовой шкатулки»

19.

2.1.3. «Сказки старикагодовика»

20.

2.1.4. «Сказки зимнего
леса. История Серой
Шейки»

21.

2.1.5. «Сказка учит не
безделью, а рукоделью!»

22.

2.1.6. Заключительное
занятие по теме «Сказки
русских писателей-

Литературный утренник концерт по творчеству русских
поэтов
Обзорная беседа с основами ББЗ у
книжной полки «Сказки русских
писателей», знакомство со сказкой
П.Бажова «Серебряное копытце»
Беседа с элементами игры по
творчеству В.И.Даля, презентация
сборника сказок «Старик-годовик»
Беседа у книжной выставки,
знакомство с творчеством
Д.Н.Мамина-Сибиряка, презентация
сборника «Аленушкины сказки»
Знакомство с творчеством
В.Ф.Одоевского, презентация
сказки «Морозко», беседа
Литературная медиавикторина,
подведение итогов конкурса
рисунков

классиков».
Раздел 2. «Все дети любят, без сомненья, почитать СТИХОТВОРЕНЬЯ!»
23.

2.2.1. «Вот какая мама!»
(к 8-му Марта)

24.

2.2.2. «Я расту!»

25.

2.2.3. ««Разноцветные
книги Маршака»

26.

2.2.4. Открытие Недели
детской книги «В гостях у
дяди Степы»

27.

2.2.5. «2 апреля –
Международный День
детской книги»

Тематический литературный
утренник-концерт по творчеству
детских поэтов с мультимедийной
презентацией и музыкальным
сопровождением
Литературный утренник по
творчеству А.Барто с
мультимедийной презентацией и
музыкальным сопровождением
Беседа с элементами игры по
творчеству С.Маршака с
мультимедийной презентацией и
музыкальным сопровождением
Литературное обозрение по
творчеству С.Михалкова с
мультимедийной презентацией и
музыкальным сопровождением
Познавательно-игровая
программа «Путешествие в
Чуккокалу» по творчеству
К.Чуковского с мультимедийной
презентацией и музыкальным
сопровождением

Раздел 3. «Эти книжки, знайте, дети, говорят ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ!»
28.
2.3.1. «12 апреля – День
Познавательно-игровая программа
Космонавтики»
с просмотром д\ф
29.
2.3.2. «Времена года.
Литературный утренник –концерт
Весна»
по творчеству русских поэтов
30.

2.3.3. «Путешествие в
страну Журналию»

Литературное обозрение

31.

2.3.4. «9 Мая – День
Победы»

32.

2.3.6. «Моя любимая
книжка»

Обзорная беседа у книжной
выставки, презентация книги
К.Паустовского «Похождения жуканосорога»
Читательская конференция

33.

2.3.6. «Мы всем, друзья,
хотим сказать – нам очень
нравится читать!»
Заключительное занятие
года

Литературный турнир

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
I ПОЛУГОДИЕ
Тема 1: «НАШИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ»
Раздел 1. На улицах книжного города

1. Экскурсия по библиотеке «На улицах книжного города» - беседа с элементами
игры "Тайны
книжной полки»; знакомство учащихся с понятиями «библиотека»,
«библиотекарь», «книжная выставка» и др.; литературная викторина «Как зовется эта
книжка?»; просмотр фрагментов видеофильма о работе школьной библиотеки; игра «Как
найти книжку»; выразительное коллективное чтение стихов В.Берестова из сборника
«Читалочка».
2. Библиотечный урок «Из истории письменности, книги, библиотек» - беседа с
мультимедийной презентацией об истории возникновения письменности. Знакомство
учащихся с историей книги и библиотек, Знакомство и закрепление понятий «узелковое
письмо», «наскальное изображение», «папирус», «пергамент», «береста», «бумага»,
«электронные носители информации». Презентация сказки Р.Киплинга «Как было
написано первое письмо», выразительное чтение, фрагмент м-ф «Как было написано
первое письмо».
3. Беседа-диалог у книжной выставки «Азбука вежливости» - «Что такое
вежливость? Кого можно назвать вежливым человеком? Почему нужно быть вежливым?
Можно ли научиться быть вежливым?». Комментированное чтение сборника «Правила
поведения для воспитанных детей», игра на внимание «Пожалуйста», выразительное
чтение с экрана стихов Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Игра
«Доскажи словечко», разбор проблемных ситуаций, составление правил вежливого
обращения. Прочтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Создание самодельной
мини-книжки «Правила вежливого поведения», просмотр фрагментов м\ф «Вовка в
тридевятом царстве».
4. Библиотечный урок «Юному читателю» - беседа о строении книги, её основных
элементах. Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий «книжный блок», «переплет», «обложка», «суперобложка», «титульный лист»,
«иллюстрация». Викторина по основным элементам книги. Показ элементов книги в
различных изданиях. «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться» знакомство учащихся с правилами обращения с книгой, с «Правилами юного читателя
школьной библиотеки». Комментированное чтение с экрана фрагментов «Книжки про
книжки» С. Маршака; хоровая игра-памятка «Чего боится книга?» (из цикла «Книжкина
больница»); разучивание одного куплета и припева «Песенки юного читателя»; запись
кружковцев в библиотеку, первая книговыдача.
5.Информационно-развлекательная программа, посвященная Дню Учителя, «Чему
учат в школе?» - обзор книжной выставки «Сказочные школы»; познавательно-игровая
программа «Веселая школа» (презентация сборника А.Шибаева «Язык родной, дружи со
мной!»,
выразительное чтение
стихов В.Кожевникова «Азбука» (в форме
медиапрезентации на большом экране), игра-пантомима «Угадай букву», решение задач
из книги Г.Остера «Задачник»; просмотр фрагмента м\ф по книге Л.Гераскиной «В стране
невыученных уроков»).

Раздел 2. «Знакомьтесь, девчонки, читайте мальчишки, в гости пришли к нам
КНИЖКИ-МАЛЫШКИ!»
1. Беседа с элементами игры, презентация мини-сборника С.Маршака «Круглый
год»- игра-знакомство «Повтори имя»,
беседа-игра по стихам «Времена года»,
выразительное чтение на выбор стихов из сборника на тему «Мое любимое время года».

2. Литературный утренник-концерт по творчеству русских поэтов «Времена года.
Осень» - знакомство с понятиями «рифма», «поэзия», «поэт», «классика». Загадки об
осени. Аукцион «Приметы осени». Игра-описание «Устный портрет осени», компьютерная
презентация «Осень в творчестве русских художников». Презентация мини-сборника
стихов для детей «Осень», выразительное чтение стихов на выбор. Создание иллюстраций
по теме урока или изготовление коллективного панно-аппликации «Разноцветная осень».
3. Презентация мини-сборника «Веселые минутки» «Читаем и играем»- работа в
группах: чтение по ролям сказки «Самый умный»; игра по иллюстрации «Какие животные,
герои сказок, изображены на рисунке?», викторина «Отгадай, какому литературному
герою принадлежит головной убор?», самостоятельный поиск в библиотеке книг,
представленных в этих игровых заданиях, игра «Закончи рисунок».
4. Беседа с мультимедийной презентацией «Хорошо, когда теплом кто-нибудь
поделится!» - знакомство с мини-сборником стихов А.Барто, выразительное чтение стихов
на выбор, беседа о том, как важно каждому человеку уметь дружить, стараться понимать
и уважать окружающих людей, о том, что необходимо помогать товарищу в трудную
минуту. Выполнение иллюстрации по теме занятия.
Раздел 3. «Знает читатель, - нет книжки прекрасней
«РУССКИЕ СКАЗКИ»!»

той, где написано

1. Обзорная беседа у книжного стеллажа «Устное народное творчество» - «Детям
на потеху, добрым людям на радость!» - знакомство детей с малыми формами русского
фольклора: скороговорками, пословицами, потешками, прибаутками, загадками, сказками
с использованием мультимедийной презентации. Знакомство с основами библиотечнобиблиографических знаний («устное народное творчество», «сказка»,
«сборник»,
«титульный лист», «содержание»); презентация сборника «Потешки, считалки, загадки» и
выразительное коллективное чтение потешек (представленных в виде медиапрезентации
на большом экране); турнир «Отгадай загадку»; просмотр фрагмента м\ф.
2. Литературное путешествие по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
беседа «Загадочный мир сказки», понятие «сказка». Мультимедийная презентация с
викториной. Обзорная беседа у книжной полки «Русские народные сказки», знакомство с
основными видами сказок; игра «Отгадай героя по описанию» (по книге «Азбука
сказочных существ»); аукцион «Какие волшебные предметы встречаются в сказках?»;
презентация сборника «Мои первые сказки»; игровое чтение по ролям сказки «Война
грибов». Просмотр мультфильма.
3. Творческое преставление русской народной сказки «Теремок» «Скоро сказка
сказывается…»- знакомство с текстом сказки, представленным в виде медиапрезентации
на большом экране. Выразительное чтение сказки по ролям, инсценирование отдельных
фрагментов под музыку, создание иллюстраций-портретов героев сказки.
4.Конкурс чтецов на звание «Самый лучший Колобок» - знакомство с текстом
русской народной сказки «Колобок», представленным в форме медиапрезентации на
большом экране. Выразительное чтение по ролям. Конкурсное исполнение песенки
Колобка, создание иллюстраций-портретов героев сказки, награждение победителей. М\ф.

5. Творческие презентации по русской народной сказке «Снегурочка» - знакомство
с текстом сказки, (представленным в виде медиапрезентации на большом экране), работа
со словарем устаревших слов. Выразительное чтение сказки по ролям. Знакомство с
музыкальной сказкой. Просмотр фрагмента фильма. Творческие работы кружковцев
(рисунки, костюмы, описание и характеристика героев и т.п.)
6. Литературный конкурс «Хорошо ли вы знаете русские народные сказки?»
(заключительное занятие по теме «Русские народные сказки») - викторина по сказкам
«Какому сказочному герою принадлежат эти слова?». Творческое задание для работы по
группам «Угадай сказку» - импровизированный конкурс в жанре пантомимы;
выразительное коллективное чтение фрагмента сказки «Два мороза» (представленного в
виде медиапрезентации на большом экране); просмотр фрагмента х\ф «Морозко», конкурс
рисунков по русским народным сказкам.
7. Литературный новогодний
утренник «Новогодний калейдоскоп!» - беседапутешествие с мультимедийной презентацией «Как встречают Новый год в разных странах
мира». Игровая программа «Новогодние забавы», новогодние загадки, песни про Новый
год. Выразительное чтение стихов детских поэтов, посвященных Новогоднему празднику
(представленных в виде медиапрезентации на большом экране). Мультфильм.
II ПОЛУГОДИЕ
Тема 2: «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!»
Раздел 1. «Расскажут о чуде, весельи и грусти
Волшебные СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ РУССКИХ!»
1. Литературный утренник-концерт по творчеству русских поэтов «Времена года.
Здравствуй, гостья-зима!» - Что такое зима? Какие зимние месяцы вы знаете? Зимние
загадки. Презентация сборника стихов русских поэтов «Времена года», знакомство с
основами библиотечно-библиографических знаний – понятия «лирика», «классическая
литература». Медиапрезентация
«Зима в творчестве русских поэтов, художников,
композиторов». Конкурс знатоков «Такая разная зима». Выразительное чтение стихов
русских поэтов-классиков о зиме (представленных в виде медиапрезентации на большом
экране). Мастер-класс по вырезанию снежинок. «Мы рисуем зиму» (рисунки детей на
зимнюю тему). Просмотр мультфильма.

2. Обзорная беседа с основами ББЗ у книжной полки «Сказки русских писателей»,
мультимедийная презентация «Чудесные сказки из малахитовой шкатулки» знакомство с творчеством П.П.Бажова. Коллективное чтение сказки «Серебряное копытце»
(представленной в виде медиапрезентации на большом экране). Работа со словарем
устаревших слов. Выполнение иллюстраций к прочитанному. Фрагмент м\ф «Серебряное
копытце».
«Соревнуемся с писателем»
Цель – мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать
содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант
сюжета книги, остальные его дополняют.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
3. Беседа с элементами игры «Сказки старика-годовика» - знакомство с
биографией и творчеством В.И.Даля, знакомство с новыми библиографическими
понятиями – «словарь», презентация сборника сказок «Старик-годовик», чтение по ролям

сказки «Девочка Снегурочка» и анализ произведения с использованием оценочной
характеристики героев,
игровая программа по сказке «Старик-годовик» (загадки,
скороговорки, игры).
4. Беседа у книжной выставки «Сказки зимнего леса. История Серой Шейки» знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, презентация сборника «Аленушкины
сказки», комментированное коллективное чтение вслух сказки «Серая Шейка», беседа по
прочитанному. Выполнение иллюстраций к сказке. Фрагмент м\ф.
5. Беседа у книжной выставки «Сказка учит не безделью, а рукоделью!» знакомство с творчеством В.Ф.Одоевского, презентация сказки «Морозко», сопоставление
сказки народной и авторской, чтение по ролям, беседа по прочитанному. Работа со
словарем устаревших слов;
анализ произведения с использованием оценочной
характеристики героев. Выполнение иллюстраций к сказке. Фрагмент м\ф.
6. Литературная
медиавикторина «Сказки русских писателей-классиков» (заключительное занятие) – повторение основных понятий по ББЗ, викторина (по
мультимедийной презентации по творчеству представленных по теме писателей-классиков
и прочитанным сказкам, подведение итогов конкурса рисунков.
Раздел 2. «Все дети любят, без сомненья, почитать СТИХОТВОРЕНЬЯ!»
1. Тематический литературный утренник-концерт по творчеству детских поэтов,
посвященный 8-му Марта. «Вот какая мама!» - повторение понятий «рифма»,
«стихотворение», «поэзия», «поэт», «поэтесса». Беседа, посвященная
творчеству
Е.Благининой. Выразительное чтение стихов по теме занятия. Изготовление подарочной
открытки (по возможности - запись видео-поздравления).
2. Литературный утренник-концерт «Я
расту!», посвященный биографии и
творчеству А.Барто с мультимедийной презентацией, музыкальным и видеосопровождением. Обзорная беседа у книжной выставки, презентация сборника «Есть
такие мальчишки!». Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто.
Чтение
по ролям сказки «Медвежонок-невежа» (представленной
в виде
медиапрезентации на большом экране) с последующим обсуждением и оценочной
характеристикой героев и их поступков. Выразительное чтение стихов по выбору (миниконкурс чтецов). Самостоятельный аргументированный выбор кружковцами стихов А.Барто
для домашнего чтения. Просмотр мультфильма по произведениям А. Барто.
3. Беседа с элементами игры «Разноцветные книги Маршака» - посвященная
биографии и творчеству С.Маршака с мультимедийной презентацией и музыкальным
сопровождением. Беседа у книжной выставки. Работа в группах по творческому
представлению сборников С.Маршака «Про все на свете», «Детки в клетке», «Радуга»,
«Ключ от королевства», «Плывет, плывет кораблик», выразительное чтение стихов на
выбор (представленных на экране в виде мультимедийной презентации). Повторение
«Правил юного читателя» по стихотворению Маршака «Гришкины книжки», чтение по
ролям. Знакомство с понятием «переводная литература» и со словацкой сказкой «12
месяцев» в переводе С.Маршака. Просмотр фрагмента из х\ф «Двенадцать месяцев».
4. Открытие Недели детской книги – литературное обозрение «В гостях у дяди
Степы», посвященный биографии и творчеству С.В.Михалкова с мультимедийной
презентацией, музыкальным и видео - сопровождением. Обзорная беседа у книжной
выставки, коллективное чтение стихов «Дядя Степа», просмотр фрагмента м\ф «Дядя

Степа». Выразительное чтение на выбор стихов с последующим обсуждением и оценочной
характеристикой героев и их поступков. Знакомство с новым видом литературы – «басня»,
презентация сборника басен Михалкова «Аисты и лягушки», чтение по ролям басни «Хочу
бодаться!», просмотр фрагмента м-ф по данному произведению, создание иллюстраций.
5. «2 апреля – Международный День детской книги» ,
познавательно-игровая
программа «Путешествие в Чуккокалу», посвященная биографии и творчеству
К.Чуковского, с мультимедийной презентацией, музыкальным и видео- сопровождением.
Беседа у книжной выставки, литературная медиавикторина «О ком эти строки?» по
произведениям Чуковского, презентация сборника «От двух до пяти», чтение по ролям
сказки «Телефон», командная игра с цифрами «Телефон», просмотр фрагмента м\ф.
Раздел 3. «Эти книжки, знайте, дети, говорят ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ!»
1. Познавательно-игровая программа «12 апреля – День Космонавтики» - беседа
у книжной выставки, мультимедийная презентация «Детям о космосе». Викторина «Что ты
знаешь о космосе и космонавтах?», просмотр фрагментов док./ф. Роскомоса.
2. Литературный утренник - концерт по творчеству русских поэтов «Времена года.
Весна»
- Приметы весны. Викторина. Весенние праздники. Весенние загадки.
Медиапрезентация «Весна в творчестве русских поэтов, художников, композиторов».
Знакомство с музыкальным произведением П.И.Чайковского «Времена года». Презентация
сборника стихов русских поэтов «Здравствуй, солнце!». Выразительное чтение стихов
русских поэтов-классиков о весне (представленных в виде медиапрезентации на большом
экране). Мини-конкурс чтецов, конкурс рисунка «Мы рисуем весну». Просмотр
мультфильма.
3. Литературное обозрение «Путешествие в страну Журналию» - беседа у книжной
выставки «Периодические издания для детей». Знакомство учащихся с различными
журналами для детей в сопровождении мультимедийной презентации. Основы ББЗ основные отличия журнала (периодическая печать) от книги - обновляемость (период),
возможность подписки через почту,
интерактивность (возможность двустороннего
общения с журналом). Тематическая и возрастная направленность журналов
(литературные, познавательные, развлекательные, тематические, о животных и т.д.)
Структура журнала (основные элементы оформления и содержание обложки, рубрики,
оглавление-рубрикатор). Редакция журнала - коллектив специалистов. Видеоэкскурсия по
интернет-сайтам «В огромном мире детских журналов».
4. Обзорная беседа у книжной выставки «9 Мая – День Победы», - беседа о
событиях Великой отечественной войны по мультимедийному учебному пособию
«Страницы Великой Победы» и интерактивной мультимедийной карте на интернет-сайте
«Победители». Обзор выставки художественной литературы для детей, посвященной
Великой Отечественной войне. Коллективное комментированное чтение фрагментов из
рассказа А.Митяева «Дедушкин орден», К.Паустовского «Похождения жука-носорога»,
Л.Кассиля «Главное войско». Выполнение иллюстрации к прочитанному.

5. Читательская конференция «Моя любимая книга» - презентация любимых книг,
создание иллюстраций к любимой книге.
6. «Мы всем, друзья, хотим сказать – нам очень нравится читать!» Заключительное
занятие года.

Повторение основных правил пользования библиотечными книгами, правил
поведения в библиотеке.
Литературный турнир.
Самостоятельные творческие выступления кружковцев по итогам деятельности
кружка.
Игра-тест «Найди нужную книгу», награждение активистов.
Стратегии текстовой деятельности
«Чтение в кружок» («попеременное чтение»)
Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста.
1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с
пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить,
понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который
передается следующему чтецу.
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его
ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более
усложняющиеся вопросы.
Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся
останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу
отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой
отвечает, и наоборот.
«Чтение про себя с пометками»
Цель данной стратегии –мониторинг понимания читаемого текста и его критический
анализ. Читатель делает пометки на полях:
+ понял
– не понял
? надо обсудить
+ согласен
– не согласен
!! требуется обсуждение
++ соответствует тому, что я знаю
– – противоречит тому, что я знаю
?? непонятно, хотелось бы получить дополнительные сведения
Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это – проверка понимания
текста, во втором – выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем – его
критическое осмысление
Стратегии послетекстовой деятельности
Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных
ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность:
тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарий, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии
связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит
корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
«Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах
применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят
его в соответствии с предлагаемыми требованиями. «Проверочный лист» составляется
совместно педагогом и учащимися.
Проверочный лист «Краткий пересказ»
1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)
3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)
4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
(Да/Нет)
5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц
авторского текста. (Да/Нет).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».