Программа внеурочной деятельности среднего общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности МКОУ «Тиличикская средняя школа»
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования и
определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках
внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам. При разработке плана использовались следующие
документы:
• Конституция Российской Федерации (ст.43).
• Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”от 29 декабря
2012г. No273 –ФЗ;Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
(ФГОС);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. No
189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях”Приказ Министрства образования и науки РФ от 17.12.2010 No 1897 “Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего и среднего
общего образования “;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 “Обутверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”.
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
г.No 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования”;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015г. No 08-1228;Письмо
Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 “Об участии
обучающихся муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной
деятельности”.  Письмо Минобрнауки России « О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ , в том числе в части
проектной деятельности» No 09-1672 от 18.08.2017
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования");
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2
февраля 2011 г.);
 Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования».

Цель и задачи внеурочной деятельности на уровне ООО
Цель организации внеурочной деятельности:
-достижения планируемых личностных результатов освоения ООП (включающих
готовность и способность обучающихся к саморазвитию);
-создание условий для развития личности обучающихся, формирования их общей
культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального
развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность,
развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи внеурочной деятельности:
1. расширение общекультурного кругозора;
2.формирование навыков позитивного общения;
3.воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
4.развитие позитивного отношение к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
5. формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
6. участие в общественно значимых делах;
7. создание пространства для межличностного общения
8. навыки здорового и безопасного образа жизни, элементарные правила поведения в
экстремальных ситуациях.
9. воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Внеурочная деятельность направлена на:
*создание условий для развития личности обучающегося, развитие его мотивации к
познанию и творчеству;
* приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и
традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
* профилактику асоциального поведения;
* создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации обучающегося, его интеграции в
систему отечественной и мировой культуры;
* обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности обучающегося;
* развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Она
понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Количество занятий
внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями
(законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине
дня. Обучающимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и
художественных школах, спортивных секциях, кружках в учреждениях и отделениях

дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей
(законных представителей) обучающихся. Образовательная организация не требует
обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий
внеурочной деятельности (при занятости обучающегося во второй половине
дня).Согласно ФГОС в базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию
занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе При проведении занятий внеурочной
деятельности допускается деление класса на группы. Количество обучающихся в
группе при проведении занятий составляет 3 – 11 человек. Максимальное количество
обучающихся составляет класс. Группы формируются с учетом интересов и
индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Продолжительность
занятий
внеурочной деятельности составляет
40минут. В соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и
началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 30 минут. Ежедневно
проводится от 1 до 3 занятий в каждом классе в зависимости от нагрузки
обучающихся в этот день. План внеурочной деятельности:
-является одним из основных организационных механизмов реализации основной
образовательной программы;
-обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и обучающихся через организацию
внеурочной деятельности;
-определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной
деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступенях
основного общего образования;
-внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по
выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей);
-внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым в
основной образовательной программе основного общего образования;
Планируемые результаты обучения.
Самоопределение:
-внутренняя позиция обучающегося на основе положительного отношения к школе;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
-осознание своей этнической принадлежности;
-гуманистическое сознание;
-навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Смыслообразование:
-мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
-самооценка на основе критериев успешности деятельности;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
Нравственно-этическая ориентация:
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций;

-эстетические потребности, ценности и чувства;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
-гуманистические и демократические ценности многонационального российского
общества.
Направления и формы организации внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование
интереса обучающихся к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового
образа жизни.
Формы занятий: подвижные игры, командные школьные спортивные соревнования
среди обучающихся одной параллели и команд-победителей из разных параллелей,
беседы, связанные с пропагандой здорового образа жизни, спартакиады, походы,
экскурсии, дни здоровья.
Духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотического
сознания
обучающихся,
формирование
основ
нравственного
поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание
нравственности, патриотизма обучающихся, любви к Родине, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм.
Формы занятий: экскурсии и занятия в музеях с. Тиличики,
уроки мужества,
диспуты, выставки рисунков, концерты, посвященные памятным датам.
Социальное направление ориентировано на обеспечение духовно-нравственного
развития обучающихся в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества; в организации общественно
полезных практик, в реализации проектов, занятий по ПДД
Общеинтеллектуальное направление способствует формированию навыков научноинтеллектуального труда; развитию культуры логического и алгоритмического
мышления, воображения; формированию опыта практической преобразовательной
деятельности.
Формы занятий данного направления: интеллектуальный марафон, поисковые и
научные исследования, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и
ролевые игры, научно-исследовательские конференции, проектная деятельность.
Общекультурное направление ориентировано на воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию
ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими
ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,
нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран. Формы занятий: экскурсии, дни театра и музея, выставки детских
рисунков и творческих работ, культуре поведения и речи, конкурсы.
План составлен в соответствии с направлениями развития личности и обеспечивает
реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора занятий
внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объёме до 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы, но в первую очередь –на достижение личностных и мета

предметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в
ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько
научиться действовать, чувствовать, принимать решения. При реализации
образовательной программы ООО в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов, дифференциация образования
позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их
интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации во
внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности школа
самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы внеурочной
деятельности. Обязательной частью рабочей программы является описание
планируемых результатов обучения.
Программы внеурочной деятельности
реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных
представителей).Рабочие программы рассматриваются на заседании МО учителей,
принимаются на заседании педагогического совета школы и утверждаются
директором школы.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются
следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в
которой организовано двухразовое питание, спортивный зала, медицинский кабинет,
кабинет ИЗО, кабинет музыки, актовый зал, библиотека , компьютерный класс,
стадион. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным
инвентарем. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей
организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся.
Материальная и техническая база соответствуют действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовым
нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги
школы: учителя –предметники, классные руководители. Уровень квалификации
педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям
“учитель”, “педагог дополнительного образования.
Организация внеурочной деятельности в школе:
- линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение
учебного года);
- форма обучения – очная
- срок обучения – программы рассчитаны два года обучения.
- язык, на котором осуществляется внеурочная деятельность - русский
-реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
-включение обучающегося в систему коллективных творческих дел, которые являются
частью воспитательной системы школы;
-использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает:
-план внеурочной деятельности; -режим внеурочной деятельности;
-расписание внеурочной деятельности;

-рабочие программы внеурочной деятельности.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным
учебным графиком школы. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся. План обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
возможностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Расписание
занятий внеурочной деятельности в школе формируется отдельно от расписания
уроков и утверждается руководителем образовательного учреждения в начале
учебного года. Занятия внеурочной деятельности проводится без балльного
оценивания результатов освоения курса. Для обеспечения реализации плана
внеурочной деятельности руководитель образовательной организации обеспечивает
прохождение курсов повышения квалификации по реализации ФГОС основного
общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия в рамках
внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется
педагогами, ведущими занятия. Для этого в образовательной организации
оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся
списки обучающихся, Ф.И.О. педагога. Даты и темы проведенных занятий вносятся в
журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности
класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной
инструкцией. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с
ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, в том числе за
организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя
образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией.
Основные результаты внеурочной деятельности:
-формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;
-формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;
-формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и
воспринимают одноклассники, родители, учителя;
-развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;
-формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его
результатам;
-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
‒формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
‒развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
‒достижение метапредметных результатов;
‒формирование универсальных учебных действий;
‒формирование познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности
и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и
окружающими людьми.
Режим внеурочной деятельности для X класса
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами перерыв
между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не

менее 30 минут. Учитывается необходимость организации отдыха обучающихся
после окончания уроков.
План внеурочной деятельности для 10- 11классов (ПРИЛАГАЕТСЯ)
Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивает реализацию
образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг
образовательной организацией в соответствии с ФГОС в норматив включены затраты
рабочего времени педагогических работников школы на внеурочную деятельность.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой школы. Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая
нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих
занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех
коэффициентов конкретного педагогического работника.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Информационное обеспечение внеурочной деятельности
- ресурсы школьной библиотеки,
- медиатека
- Интернет
Материально-техническая база внеурочной деятельности.
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий (классные комнаты, предметные кабинеты),
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы
компьютеры
проекторы,
экраны и др.
копировальная техника
Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, маты, обручи и др.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности
В реализации программы участвуют:
 педагоги школы, реализующие программу;
 библиотекарь;
Для учёта деятельности педагогов, ведущих внеурочную занятость, ведутся
журналы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-415-445-26-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».