Программа внеурочной деятельности начального общего образования

1.
Нормативно-правовое обоснование внеурочной деятельности:
Нормативной базой, лежащей в основе разработки плана внеурочной деятельности,
являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (ст.43);
- Закон РФ № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 года № 246-р «О
реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №
373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года №
1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373»,
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровление детей и
молодёжи»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22.03.2021 No 115,
- Устав МКОУ «Тиличикская средняя школа»,
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных
учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего
образования.
- Приказ по школе «Об организации внеурочной деятельности в 1-х классах в связи с
введением ФГОС начального общего образования в 2021-2022 учебном году»
- «Положение о внеурочной деятельности», утверждено приказом по школе от 14.11.2018
г.
2.
Пояснительная записка
Описание модели внеурочной деятельности, обоснование выбранной модели с
учётом условий, традиций, приоритетов деятельности ОУ
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса
и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность
понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с
переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование
внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её
интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа
педагогически
целесообразна,
так
как
способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не
всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид
внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что
в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях
которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся
и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения. Занятия проводятся в форме
кружков, секций, круглых столов,
конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,
олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и
секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря
индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях
руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские,
творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся – не более 10 часов в неделю
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на
человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и
поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные
ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от
эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние
общественного сознания и общественной жизни.
2.1 Воспитательная
задача школы требует от
педагогического коллектива
максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка,
способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию,
независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать
рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;


формирование положительного отношения к базовым общественным
ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Для организации внеурочной деятельности в школе выбрана оптимизационная модель.
2.2 Описание модели организации внеурочной деятельности:
Мы организовали внеурочную деятельность за счет ресурсов общеобразовательного
учреждения.
2.3. Определение модели реализации внеурочной деятельности:
- линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение
учебного года);
2.4. форма обучения – очная
2.5. Срок обучения – программы рассчитаны четыре года обучения.
2.6. язык, на котором осуществляется внеурочная деятельность - русский
3. Цели и задачи внеурочной деятельности
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с
библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа
жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в
школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы
время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
4 Направления и содержание внеурочной деятельности.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
 Традиции школы.

 Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
 Особенности руководителей кружков и секций, их интересы,
склонности, установки.
 Месторасположение школы

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей).
В МКОУ « Тиличикская средняя школа» для реализации внеурочной деятельности в
образовательном учреждении в классах – выделено: 10 часов в каждом классе.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении организована по направлениям
развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Цели реализации спортивно-оздоровительного направления:
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной
школы является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности. В школе созданы
условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении .
Приобретаемые во время внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе
самостоятельных форм занятий физическими упражнениями:
физкультминутках и
подвижных играх на переменах и во время прогулок .
Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном
направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений
в
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях,
режиме
дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения спортивно-оздоровительного направления в начальной школе
является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются
физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и
самостоятельность.
Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества.
Цели реализации духовно-нравственного направления:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
- Освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка
их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование
гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению
духовных ценностей в жизненной практике.

Цели реализации социального направления:
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и
повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной
деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и
общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых
общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры.
В связи с этим педагоги инициируют и организовывают работу школьников с
воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение,
вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это информация о здоровье и вредных
привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии,
войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических,
политических или социальных проблемах нашего общества. Помощь детям в освоении
разнообразных способов деятельности: трудовых, игровых, художественных,
двигательных умений, развитие активности и стремления к самостоятельности и
творчеству.
Цели реализации общеинтеллектуального направления:
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации познавательной
деятельности обучающихся, воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Помочь детям в освоении разнообразных доступных им способов познания
окружающего мира, развитии познавательной активности, любознательности.
Цель реализации общекультурного направления:
Проблема формирования культурного гражданина с прочными убеждениями по праву
стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой
воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к
себе и друг другу, толерантность, уважение к культуре ,честность и правдивость,
трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать
мотивационно - потребностную сферу растущего человека.
Без усвоения общекультурных норм
невозможно формирование социальной
активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения
ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и культура», «я
и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно
полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть
минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Данное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся, как
составная часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его
основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее
в любых экономических и политических ситуациях.
Перед обучающимися поставлена основная задача: быть достойным гражданином
России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству.
Патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов
деятельности.
5. Предполагаемые результаты и эффекты внеурочной деятельности
 внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;

 улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
 укрепление здоровья воспитанников;
 развитие творческой активности каждого ребёнка;
 укрепление связи между семьёй и школой.
Уровень
результатов

Приобретение
социальных
знаний

Формирование
ценностного
отношения
социальной
реальности

к

Направления
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное

Получение
опыта
самостоятельно
го
общественного
действия

Подвижные игры и
соревнования.
Участие
в
классных
и
школьных
спортивных мероприятиях, спортивные
соревнования,
школьные
спортивные
турниры

Эффект

Развитие
спортивных
способностей у
обучающихся

Участие в школьных и оздоровительных акциях в окружающем
школу социуме; день здоровья, приобретение опыта игры в
подвижные игры
Духовно
нравственное

- Просмотр детских
спектаклей, участие
в
детских
театрализованных
мероприятиях
Участие в инсценировках, «Праздничные
огоньки» на уровне класса, выставки;
Детские проекты, участие в детских театрализованных
мероприятиях.
Участие
в
школьных
концертах,
инсценировках, «Праздничные огоньки» на уровне класса,
выставки. Участие в школьных акциях « Этих дней не
смолкнет слава», « Живая классика».

социальное

Участие в школьных акциях «Мы за здоровый образ жизни»,
«Кормушка», «Живи книга», организация тематических
выставок «Осени волшебные дары».

Общеинтеллектуал
ьное

Познавательные
беседы, игры
Развивающие игры, заочные экскурсии, Играсоревнование «Кто больше увидит вокруг
себя»

Развитие
духовных
качеств

развитие
интеллектуальн
ых способностей

Приобретение
опыта
участия
интеллектуальной направленности.

в

Приобретение знаний о родном крае,
исследовательская деятельность школьников
Общекультурное

мероприятиях

о

планете

,

Посещение музея, выставок
Приобретение опыта участия в мероприятиях творческой
направленности
Участие
в
школьных
концертах,
мероприятиях. Участие в районных мероприятиях.

6. План внеурочной деятельности для 1 – 4 классов

развитие
творческого
потенциала

(ПРИЛАГАЕТСЯ)

7. Условия реализации плана внеурочной деятельности
Для успешной реализации программы созданы необходимые условия:
 планирование деятельности,
 кадровое обеспечение программы,
 методическое обеспечение программы,
 педагогические условия,
 материально-техническое обеспечение.
7.1. Информационное обеспечение внеурочной деятельности
- ресурсы школьной библиотеки,
- медиатека
- Интернет
7.2. Материально-техническая база внеурочной деятельности.
1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий (классные комнаты, предметные кабинеты),
2. материалы для оформления и творчества детей,
3. наличие канцелярских принадлежностей,
4. аудиоматериалы
5. компьютеры
6. проекторы,
7. экраны и др.
8. копировальная техника
9. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, маты, обручи и др.
7.3 Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности
В реализации программы участвуют:
 педагоги школы, реализующие программу;
 библиотекарь
8. Расписание внеурочной деятельности (Прилагается)
9. Для учёта деятельности педагогов, ведущих внеурочную занятость,
ведутся журналы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».