Программа внеурочной деятельности по физкультуре для 5 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Тиличикская средняя школа»
«Утверждено»
Директор МКОУ «Тиличикская СШ»
___________В.Н.Алфёрова

Приказ № 32 от 03.09.20022

Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 5 – х классов
по спортивно – оздоровительному направлению
«Курс общей физической подготовки»

2

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Курс общей физической
подготовки» для 5 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение,
2011);
- с рекомендациями Примерной программы по физической
культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.:
Просвещение, 2011 год);
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г.
№329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
• Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства
РФ от 04.10.2000г. № 751.
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО
РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
• Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г.
Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
• О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо
Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
• О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
Актуальность программы
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит
от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и
массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником,
быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая
связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная
школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но
и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей
был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и
«тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления
и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения
и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически
обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных
навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны,
медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся:
гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и
т.п.
3

Программа ОФП рассчитана на обучающихся от 10 до 13 лет. Она
предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение
тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в
соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная
деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебнопознавательной и массовой;
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и
физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям
современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и
дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество
исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном
выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать
предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности
биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход,
который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
• ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на
занятиях и дома;
• формировать правильную осанку;
• обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
• изучать
комплексы физических упражнений с оздоровительной
направленностью;
• формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
• развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
• совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе,
прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями.
Воспитательные:
• прививать жизненно важные гигиенические навыки;
• содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности
и инициативы;
• стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих
формирование личности ребёнка;
• формировать
умения
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями.
Оздоровительные:
• улучшать функциональное состояние организма;
• повышать физическую и умственную работоспособность;
• способствовать снижению заболеваемости.

4

Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и
социального здоровья.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью,
что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы.
Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и
социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути
является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.

5

Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими
учебными дисциплинами, как: валеология, психология, биология, физическая
культура.
Планируемые результаты освоения
программы «Курс общей физической подготовки»
Универсальными компетенциями учащихся по ОФП являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы
по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
6

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы
по ОФП являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать
её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной
целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических
качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
7

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

8

Содержание предметного курса
5 класс (34 часа).
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся
во время занятий.
• Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и
самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
• Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная
система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических
упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
• Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий
физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость
легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль,
самоконтроль.
• Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и
воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и
воспитания волевых качеств человека.
• Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы.
Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и
оборудованием.
• Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных
гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (29час).
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах;
упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений ;
акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной
скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег,
интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом.
Исполнительные и предварительные команды.
9

Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на
двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и
левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с
ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально,
спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания;
хождение по наклонной
скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений
избирательной направленности на отдельные группы мышц ;
подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в
движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры
"Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини-баскетбол; броски в щит, в
кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по
неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью
подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой
стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись";
"Бросок ногой".
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№ п/п

Тема

1.
2.

Основы теоретических знаний
Двигательные действия
и навыки
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика

5
29

5

34

5

29

29

10

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся
№

1

2

3

4

5

6

7

Наименование
разделов,
блоков, тем
Правила техники
безопасности на
занятиях.
Страховка,
предупреждение
травм, оказание ПМП.
Сведения о строении и
функциях организма
человека. Гигиена,
врачебный контроль и
самоконтроль.
Закаливание
организма
Места занятий,
инвентарь и уход за
ним. Терминология
основных упражнений
и действий.
Легкоатлетические
упражнения.
Подвижные игры и
эстафеты.

Всего

Количество часов
Аудиторные

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Внеуадиторные

Закрепление
правил техники
безопасности.
Оказание
страховки и
ПМП самими
учащимися.
Изучение
строения
организма и его
функций.

8
9
6
6

Гимнастика.

7
8

9

Упражнения ЛФК.

8
6
34

5

Характеристика
деятельности
обучающихся

Различные
упражнения на
закаливание
организма.
Закрепление
терминологии
основных
упражнений и
действий.
Разнообразные
легкоатлетическ
ие упражнения.
Игры и
эстафеты с
инвентарём и
без.
Разнообразные
гимнастические
упражнения.
Специальные
упражнения
ЛФК.

29

Итого:
11

В результате освоения программного материала
Учащиеся V класса должны:
знать
и
иметь
представление:
- о роли и значении занятий
физическими упражнениями в
подготовке солдат в русской
армии;
- о физической подготовке и её
связи с развитием физических
качеств, систем дыхания и
кровообращения;
- о физической нагрузке и
способах её регулирования;
- о причинах возникновения
травм
во
время
занятий
физическими
упражнениями,
профилактике травматизма;

уметь:
- вести дневник самонаблюдения;
выполнять
простейшие
акробатические
и
гимнастические
комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных
сокращений
при
выполнении
физических упражнений с разной
нагрузкой;
- выполнять игровые действия в
футболе, баскетболе и волейболе,
играть по упрощённым правилам;
- оказывать доврачебную помощь при
ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и
потёртостях;

Формы контроля
Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня
физической подготовленности обучающихся; проводятся согласно плану работы
объединения четыре раза в год. Это спортивные соревнования, эстафеты,
тестирование.
Активно
используется технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное
участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с
этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и
понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения,
которые они осваивают.

12

Формой контроля являются контрольные упражнения.
Для V класса
Контрольные
упражнения
Сгибание в
упоре лежа
(раз)
Прыжки в
длину с места
(см.)
Поднимание
туловища
(за 30 с.)
Вис на
перекладине
(сек.)
Наклоны
туловища
вперед (см.)
Челночный
бег 3х10м,с
Бег 30 м,с
Бег 60 м,с
Бег 1000 м,с
Ходьба на
лыжах 1 км,
мин. с

высокий
34

Уровень
средний низкий
высокий
Мальчики
30
16
19

средний низкий
Девочки
18
9

181

170

150

171

168

141

31

29

18

28

26

17

41

39

18

27

25

12

12

10

6

15

13

7

8.5

8.8

9.7

8.9

9.3

10.1

5.0
10.0
4.17

5.5
10,6
5.04

6.3
11,2
6.10

5.1
10,4
4.57

5.7
10,8
5,51

6.4
11,4
7.07

6.30

7.00

7.40

7.00

7.30

8.10

Методические рекомендации
По содержательной направленности программа является физкультурноспортивной. Она составлена на основе материала, который дети получают на
уроках физической культуры в школе. Основной формой работы является
групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Весной и осенью
занятия проводятся на открытом воздухе. Предлагаемая программа направлена на
реализацию следующих принципов: вариативности, достаточности и
сообразительности, постепенности и систематичности. При организации занятий
следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а
так же правила безопасности занятий по физической культуре и спорту.
13

Для повышения эффективности занятий необходимо широко использовать
учебное оборудование: гимнастические стенки, гимнастические скамейки,
скакалки, набивные мячи, мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные,
волейбольную сетку, гимнастические маты и различный малый инвентарь для
эстафет и игровых заданий, гимнастические палки.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде
десятиминутных бесед до или после практических занятий.
В целях обеспечения контроля уровня общей физической подготовки членов
секции, а также повышение их интереса к занятиям необходимо проводить в виде
соревнований по контрольным упражнениям (тестам).
Важнейшие требования к занятиям: обеспечение дифференцированного
подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной
подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности,
эмоциональности,
образовательной
и
инструктивной
направленности;
формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения
материала, требующий деятельностного подхода. На занятиях по ОФП это
поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим
технологию проблемного диалога.
Материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды организации
является состояние и перспективы обогащения материально- технической базы
наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение
и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных
помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
•
учебные пособия;
измерительные приборы: весы, часы;
•
спортивный инвентарь:
спортивный зал, щиты, кольца, баскетбольные мячи;
лыжная экипировка (лыжи, палки, ботинки);
гимнастические коврики;
легкоатлетический инвентарь (набивной мяч, сантиметр для прыжка).
Стадион.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной
деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности.
Позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение
здорового образа, а будет способствовать формированию компетенций о
социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и
уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
14

Список используемой литературы для составления программы
Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебновоспитательного комплекса [Текст] / Н. В. Бабкина // Начальная школа. 2001. -№ 12.-С. 3-6.
Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.
1-5 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2007. - 25 с.
Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 5 класс
[Текст] / Н. И. Дереклеева / под ред. И. С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007. 167 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Захаров, А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей
[Текст] : метод, пособие / А. Н. Захаров. - М. : Дрофа, 2005. - 85 с.
Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий [Текст] / Т. В. Карасева // Основная школа. - 2005. - № 11.-С. 75-78.
Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в основной
школе [Текст] / В. И. Ковалько. - М.: Вако, 2004. - 124 с.
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-11 классы) : практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
[Текст] / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2007. - (Мастерская
учителя).
Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления [Текст]:
метод, пособие / И. В. Муштавинская, Г. А. Трофимчук. СПб.: ПРО Смена, 2005. - С. 4-7.
Невдахина, 3. И. Дополнительное образование : сборник авторских
программ [Текст] / 3. И. Невдахина. - Вып. 3. - М. : Народное образование;
Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.
Патрикеев, А. Ю. Подвижные игры [Текст] / А. Ю. Патрикеев. - М.: Вако,
2007. - 176 с. - (Мозаика детского отдыха).
Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина,
И. В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 268 с.
Степанова, О. А. Оздоровительные технологии в школе [Текст] / О. А.
Степанова // Валеология. - № 1. - 2003. - С. 57-58.
-

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-415-445-26-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».