Программа внеурочной деятельности «Родной край»

Пояснительная записка
1.Обоснование программы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго
поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших
школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

2. Цели и задачи данного курса.
Цель программы: Содействовать воспитанию гражданина России, патриота малой родины,
знающего и любящего свой край, город, природные и национальные особенности региона (его
традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его
сохранении и развитии.
Поставленная цель программы реализуется через решение следующих задач:
- формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины
через приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и
деятельностном подходе;
- формирование эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о
самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры,
системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в
учебных ситуациях.
-

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

стимулирование стремления знать, как можно

и

творческих

способностей,

больше о родном крае, интереса учащихся к

краеведению через тематические акции.
- формировать нравственную культуру семьи; патриотические чувства на основе прошлого и
настоящего, изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и
дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии.

3. Общая характеристика курса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Родной край» направлена на
формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию,
ценностного отношения к природе младших школьников.

Используемые технологии, методы и формы работы
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации экологического образования,
соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центре
внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения
основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
- проблемно - диалогической;
- проектной;
- информационных технологий;
- игровая технология;
- здоровьесберегающих технологий.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить
учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на занятиях введения
нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её
решения. Постановка проблемы - это этап формулирования вопроса для исследования. Поиск
решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики
осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Эта технология, прежде всего, формирует
регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать
проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за
счёт использования диалога - коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию,
делать логические выводы и т.п. - познавательных.
Проектная технология имеет следующие преимущества:
- развитие у обучающихся исследовательских умений;
- обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы;
- развитие «командного духа»;
- развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;
- повышение личной уверенности обучающихся;
- формирование навыков публичного выступления;
- формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;
- формирование умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками
информации.
Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:
- обучение — это общение ребенка с компьютером;
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- диалоговый характер обучения;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект,
субъект - субъект, объект – субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Игровая технология имеет следующие преимущества:
- создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение
обучающегося к усвоению материала;
- осваиваются правила поведения и роли;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные
характеристики учащихся;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными
дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными
технологиями.
Здоровьесберегающая технология имеет преимущества:
- в физическом плане – здоровье позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет
преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Методы:
- словесный(проблемно-диалоговый, рассказ, беседа);
- наглядный (презентация, ИКТ, иллюстрация, видеофильм, экспериментальная задача, наблюдение);
- методы передачи информации с помощью: презентации, дидактической игры, практических
упражнений;
- эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
- познавательные(создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку).
Актуальность программы обусловлена тем, что современные концепции начального
общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника.
Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого
системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа
своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…».
Новизна (особенность) данного курса заключается в особенностях содержания программы
и формах организации занятий.

4.Особенности возрастной группы детей.
Программа предназначена для учащихся начальных классов.
Курс «Родной край» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
-

работа над проектами,
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
игровой тренинг;
экскурсии.

5.Особенности организации учебного процесса.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов.
Рассчитана на 4 года обучения. В год по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в недедю.
Продолжительность учебного занятия 40 мин.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие
отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к
средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворд ы и т.д. ,
что привлекательно для младших школьников.
6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
У учащегося сформируются:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к культурному
наследию нашего края, традициям, к людям, прославившим город;
• познавательный интерес к изучению родного края;
• освоение общекультурного наследия «малой родины» и России;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;
•

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам поведения в природе;

•

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края;

•

уважение к ценностям семьи, готовность и способность к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности;

•

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

•

готовность и способность к участию в школьных конкурсах проектно-исследовательских
работ.
Метапредметные результаты

▪ Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих и
проектно-исследовательских работ с использованием дополнительной литературы, СМИ,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
•

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе

с помощью ИКТ
•

выражать речь в устной и письменной форме;

•

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать

причинно-следственные связи;
•

выражать свое отношение к родному краю через творческие и проектные работы;

Обучающийся получит возможность научиться:
•

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между

явлениями;
•

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек

и сети интернет;
•

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

•

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;
•

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;
•

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.

▪ Регулятивные
Обучающийся научится:
•

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;
•

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

соответствия результатов данной задачи;
•

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и

других субъектов;
•

различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:
•

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами

социализации;
•

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в
его выполнение.

▪ Коммуникативные
Обучающийся научится:
•

ставить вопросы;

•

обращаться за помощью;

•

формулировать свои затруднения;

•

предлагать помощь и сотрудничество;

•

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

•

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•

формулировать собственное мнение и позицию;

•

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;
•

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии

с коммуникативной задачей;
•

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в

рамках диалога;

•

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после

завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
•

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•

использовать компьютерные технологии для оформления докладов, создание

презентаций;
Обучающийся получит возможность научиться:
•

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

•

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•

содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех

участников;
•

точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как

ориентир для построения действий;
•

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;
•

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач.

7.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе. Для отслеживания результатов
предусматриваются следующие формы контроля:
- мониторинг (тестирование);
- практических работ;
- творческих работ учащихся;
- контрольных заданий.

8. Тематический план.
1класс
№п\п
Тема занятия.

Кол-во
часов
Тео Прак
рия тика

Раздел I. Край, в котором мы живём. (12ч.)
1.

Знакомство. Моё имя (на родном языке), отчество и фамилия. Мои родители и их род
занятий. Практика. Рисование на тему «Моя семья»

1

1

Профессии нашего села (профессии моих родителей) Экскурсия на
производство, где трудятся родители.
3. Моя малая Родина. Название моего села. История образования села Тиличики.
4. Экскурсия по селу. Названия улиц.
5. Край, в котором мы живём. Знакомство с Камчатским краем. Символика
Камчатки. (Беседа и игра. Просмотр презентаций и видеороликов)
6. «Край, где я живу» экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с родным
краем с помощью музейных средств
7. «Мой край Камчатка». Творческая работа
8. Столица Камчатского края г. Петропавловск-Камчатский
9. Час творчества. «Флаг, герб Камчатки» (рисунок)
10. Название нашего района. Другие районы на полуострове Камчатка.
11. Показ на карте районов Камчатского края. Игра «Найди и покажи».
12. Коренные народы и жители Камчатки (коряки, ительмены, эвены)
Раздел II. Фольклор Камчатки. (14ч.)
13. Фольклор Камчатки. Сказки народов, населяющих Камчатку. Прослушивание и чтение

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1
1
1
1

1
1
1
-

1

-

Чтение произведений камчатских писателей.
Рисование по прочитанной сказке.
Национальные игры коряков. Подвижные игры в помещении.
Национальные игры коряков. Подвижные игры на свежем воздухе
Традиционные танцы коряков. (Просмотр видеоматериалов)
Знакомство с творчеством национальных ансамблей «Мэнго», «Ангт» и др.
Основные виды традиционной корякской одежды.
Аппликация на тему «Кухлянка».
Верхняя одежда мужчин, женщин и детей.
Аппликация на тему «Малахай»
Традиционная корякская обувь. Аппликация на тему «Торбаза».
Корякский орнамент в одежде. Аппликация. Работа с цветной бумагой.
«Фольклорные праздники». Знакомство с народными праздниками коренных
народов Камчатки
Раздел III. Человек и природа. (8ч.)
27. Час творчества. Лепка животных. Выставка поделок «Животный мир
Камчатского края»
28. «В гостях у бурого медведя»
29. «А знаете ли вы?» Познавательный час. Общие сведения о природе Камчатского края
30. Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный заповедник» с.Тиличики
31. «Красная книга Камчатки». Час юного эколога.
32. «Будем жить в ладу с природой». Нарисуем и расскажем
33. «Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина
34. Выставка практических работ. Обобщающее занятие. Что узнали, чему
научились за 1 год.
Итого: 34ч.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
-

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

2.

корякских сказок.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

2 класс
№п\п

Кол-во
часов
тео практ
ри
ика
я

Тема занятия.

1. Вводная часть (3 часа)
1.
2.
3.
4.
5.

Край, в котором мы живем.
Люди, населяющие Камчатский край. Коренные жители округа.
Богатство нашего края.
2. Природа Камчатского края(2 часа)
Экскурсия. Наблюдение за живой и неживой природой.
Повторение названий деревьев и кустарников. Чтение описаний природы в
произведениях первого корякского писателя К. Кеккетына.

1
1
1

-

1
1

1
1

6.

3. Наше село (3 часа)
Виртуальная экскурсия по селу. Дома (жилые, административные, предприятия), их
предназначение.

1

-

7.

История села, происхождение его названия.

1

-

8

Выставка рисунков «Наше село в будущем»

1

1

1

-

1

-

4. Оленеводство (3 часа)
9.

«Олень — всей жизни голова»

10.

Оленеводство как отрасль
приручения дикого оленя.

11.

Лепка животных из пластилина «Северный олень», «Оленья упряжка»

1

1

12.

5.Рыболовство (3 часа)
Традиционное рыболовство. Орудия лова.

1

-

13.

Технологии заготовки вяленой рыбы, рыбной муки.

1

-

14.

Аппликация из бумаги «Рыбки»

1

1

15.
16.

6. Собирательство (3 часа)
Растительный и животный мир на Севере.
Собирательство трав, корней и плодов.

1
1

-

17.

Викторина «Знатоки целительных трав Камчатки»

1

1

18.

7.Собаководство (3 часа)
Камчатские ездовые собаки: история и современность.

1

-

19.

Сохранение ездового собаководства в Камчатском крае (Берингия)

1

-

20.

Изготовление рисунков, плакатов и лозунгов в поддержку участников гонки на
собачьих упряжках.

1

1

традиционного

хозяйствования

коряков.

История

21.

8. Основы декоративно-прикладного искусства (3 часа)
Традиционное занятие женщин — шитьё одежды.

1

-

22.

Экскурсия в музей. Знакомство с технологией подготовки меха к шитью.

1

1

23.

Знакомство с видами национальных узоров, их расшифровкой. Зарисовка узоров,
работа с бисером.
9. Традиционный транспорт северян (3 часа )
Труд мужчин на севере.
Тундровые коряки –кочевые жители внутренней тундры.
Береговые коряки- оседлые жители побережий
10.Корякская кухня (2 часа)
Пища коряков-оленеводов

1

1

1
1
1

-

1

-

24.
25.
26.
27.

28.

Пища приморских оседлых коряков.

1

-

1
1

-

1

-

1
1

1

1
34ч.

1
11ч.

11. Праздники коряков (3 часа)
29.
30.

31
32.
33.

Традиции проведения праздников и обрядов.
Праздники «Хололо» и «Ололо». Определение черт сходства и различий этих двух
праздников. Отличие праздников, проводимых оленеводами, от праздников,
проводимых береговыми коряками.
Традиционные корякские танцы.
12. Игры корякских детей (2 часа)
Виды игр северян: спокойные и подвижные, развивающие и спортивные.
Разучивание подвижных игр.
13. Итоговое занятие (1 час)
Проведение занятия , посвященного малой родине.
ИТОГО

34.

3 класс
№п\п
Тема занятия.

Кол-во часов
теория практика

1. Вводная часть (1 час)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18
19.
20.
21.
22
23
24
25
26
27
28

Понятие «краеведение». Итоги занятий за предыдущий год.
2. С чего начинается Родина (5 часов)
Край, в котором мы живём.
Путешествие по карте Камчатского края.
Природные зоны Камчатского края.
Климат Камчатского края.
Промышленность Камчатского края.
3. Природа Камчатки (28 часов)
Охраняемые природные территории.
Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный заповедник»
с.Тиличики
Экологические проблемы региона.
Проект «Природа в опасности»
Презентация проектов по теме «Природа в опасности»
Растительный мир Камчатки (Виды растений и места расположения)
Растительный мир Камчатки. Красная книга.
Лекарственные растения Камчатки.
Грибы. Творческая работа «Грибы»
Экологическая игра «Зелёная планета»
Животные нашего края.
Животные нашего края. Красная книга.
Звери, обитающие на полуострове Камчатка.
Птицы.
Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек для птиц.
Насекомые.
Рыбы наших водоёмов.
Охрана рыбных богатств.
Проект «Животный мир Камчатского края»
Презентация проектов по теме «Животный мир Камчатского края »
Океан и моря омывающие Камчатский полуостров.
Реки и озёра полуострова Камчатка.

1

-

1
1
1
1
1

1
-

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
-

29
30
31
32
33
34

Вулканы Камчатки.
Вулканы Камчатки. Творческая работа.
Землетрясения на Камчатке.
Долина гейзеров.
Краеведческая викторина «Люби и знай свой край»
Выставка практических работ. Обобщающее занятие. Что узнали ,чему научились
за год.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
34ч.

1
1
11ч.

4класс
№п\п

1.

Тема занятия.
Раздел I. Введение. (1ч.)
Понятие краеведение. Итоги занятий за предыдущий год.
Содержание и задачи работы на предстоящий год.
Раздел II. Наш край (8 ч.)
Символика нашего края.

Кол-во часов
теория практика
1

-

1

1

1

1

4.

Географическое положение Камчатского края. Наш край на карте
России.
«Путешествие по карте Камчатки» познавательный час.

1

-

5.

Города края.

1

1

6.

История возникновения городов родного края

1

7.

Столица Камчатского края.

1

1

8.

Коренные жители края.

1

1

9.

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

Раздел III. История Камчатского края( 9ч.)
10. «Их именами названы улицы»

1

-

11. Экскурсия по памятникам г. Петропавловска-Камчатского.

1

1

12. Конкурс рисунков «Наш край»

1

1

13. «Первопроходцы»

1

-

14. «Героическая оборона 1854 года».

1

-

15. Оформление стенда «Земля Камчатская»

1

1

16. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города,
моей семьи.
17. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города,
моей семьи.
18. Герои нашего края в годы Великой Отечественной войны.

1

-

-

1

1

-

Раздел IV. Коренные жители полуострова (7ч.)
19. Коряки: основные занятия и уклад жизни.

1

-

20. Ительмены: основные занятия и уклад жизни.

1

-

21. Верования и обряды коренных жителей Камчатки.

1

-

2.
3.

22. Художники Камчатского края.

1

-

23. Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.

1

-

24. Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.

-

1

25. Книжная выставка «Писатели Севера-детям»

1

1

Раздел V. Богатства нашей земли (10ч.)
26. Природные ресурсы Камчатского края.

1

-

27. Полезные ископаемые края.

1

-

28. Рыбные богатства.

1

-

29. Сельское хозяйство Камчатского края.

1

-

30. Берегите природу! Познавательный час.

1

1

31. Экологические проблемы Камчатки.

1

-

32. Проект «Камчатский край в будущем».

1

1

33. Проект «Камчатский край в будущем».

-

1

34. Игра – викторина «Это было интересно»

1

1

35. Итоговое занятие по курсу «Родной край»

1

1

Итого: 35ч.

9.Содержание курса
1класс
Раздел I. Край, в котором мы живём. (12ч.)
1. Знакомство.
Моё имя (на родном языке), отчество и фамилия. Мои родители и их род занятий. Практика.
Рисование на тему «Моя семья» 1ч.
2.Профессии нашего села (профессии моих родителей).
Экскурсия на производство, где трудятся родители. 1ч.
3.Моя малая Родина.
Название моего села. История образования села Тиличики. 1ч.
4.Экскурсия по селу.
Названия улиц. 1ч.
5.Край, в котором мы живём.
Знакомство с Камчатским краем. Символика Камчатки. (Беседа и игра. Просмотр презентаций и
видеороликов) 1ч.
6. «Край, где я живу».
Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с родным краем с помощью музейных средств. 1ч.
7. «Мой край Камчатка».
Творческая работа. 1ч.

8.Столица Камчатского края г. Петропавловск-Камчатский 1ч.
9.Час творчества.
«Флаг, герб Камчатки» (рисунок) 1ч.
10. Название нашего района.
Другие районы на полуострове Камчатка. 1ч.
11. Показ на карте районов Камчатского края.
Игра «Найди и покажи». 1ч.
12. Коренные народы и жители Камчатки
(коряки, ительмены, эвены) 1ч.
Раздел II. Фольклор Камчатки. (14ч.)
13. Фольклор Камчатки.
Сказки народов, населяющих Камчатку. Прослушивание и чтение корякских сказок. 1ч.
14. Чтение произведений камчатских писателей. 1ч.
15. Рисование по прочитанной сказке. 1ч.
16. Национальные игры коряков.
Подвижные игры в помещении. 1ч.
17. Национальные игры коряков.
Подвижные игры на свежем воздухе. 1ч.
18. Традиционные танцы коряков.
(Просмотр видеоматериалов) 1ч.
19. Знакомство с творчеством национальных ансамблей «Мэнго»,«Ангт» и др. 1ч.
20. Основные виды традиционной корякской одежды. 1ч.
21. Аппликация на тему « Кухлянка». 1ч.
22. Верхняя одежда мужчин, женщин и детей. 1ч.
23. Аппликация на тему « Малахай» 1ч.
24. Традиционная корякская обувь. Аппликация на тему « Торбаза». 1ч.
25. Корякский орнамент в одежде. Аппликация. Работа с цветной бумагой. 1ч.
26. «Фольклорные праздники». Знакомство с народными праздниками коренных народов
Камчатки. 1ч.
Раздел III. Человек и природа. (8ч.)
27. Час творчества.
Лепка животных. Выставка поделок «Животный мир Камчатского края» 1ч.
28. «В гостях у бурого медведя». 1ч.
29. «А знаете ли вы?»
Познавательный час. Общие сведения о природе Камчатского края. 1ч.
30. Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный заповедник» с.Тиличики. 1ч.

31. «Красная книга Камчатки».
Час юного эколога. 1ч.
32. «Будем жить в ладу с природой».
Нарисуем и расскажем. 1ч.
33. «Знаете ли вы свой край?»
Краеведческая викторина. 1ч.
34.Выставка практических работ.
Обобщающее занятие. Что узнали, чему научились за 1 год. 1ч.

2класс
Основное содержание программы по культуре и быту народов Севера Камчатки для учащихся 2-го
класса построено согласно основным направлениям: ‒ декоративно-прикладное искусство; ‒ устное
народное творчество.
Работа по данным направлениям дает возможность сформировать у детей основное представление
об особенностях традиционного образа жизни и культуры северян, обогатить и углубить знания детей об
истории малой родины, села, где они родились, познакомить с азами поисково-исследовательской
деятельности, с биографией и творчеством первого корякского писателя К. Кеккетына. Уроки культуры
и быта не только сплотят детский коллектив, но и привлекут родителей к совместной деятельности.
1. Вводная часть (3 часа)
Край, в котором мы живем. Что такое герб. Народности, проживающие в нашем округе. Названия
районов Камчатского края. Основные занятия людей, живущих в крае, округе. Традиционные виды
деятельности северян.
Люди, населяющие Камчатский край. Коренные жители округа. Населенные пункты, где проживают
коряки, эвены, ительмены и чукчи. Различие этих народов, общие черты. Название села, в котором ты
живешь. История происхождения данного названия. Смысл выражения «известный человек»?
Известные люди России, Камчатского края, округа.
Корякская лексика: чав’чывав’, таньӈо, ӄояямко, итэльмэно. Муйык коёналлаӈ чав’чывав’, ӄояямко, таньӈо то
итэльмэно.
Богатство нашего края. За что ты любишь свой край? Рассказы детей о малой родине, ее природе и
людях.
Корякская лексика: нутэнут, нучельӄын, этонутэнут, митг’айин.
Гымнан мэлу тыкулӈыӈын мучгин нутэнут.
2. Природа Камчатского края (2 часа)
Экскурсия в лес, наблюдение за живой и неживой природой, сбор осенних листьев, подготовка гербариев
из растений и листьев различных деревьев.
Повторение названий деревьев и кустарников, произрастающих в окрестностях нашего поселка, на
русском и корякском языке, рассказ об их свойствах и использовании северянами в повседневной жизни.
Чтение описаний природы в произведениях первого корякского писателя К. Кеккетына.
Корякская лексика: ӄычвон, лыгун, тыӄыл, ыяв’, мычг’ал, ойпыткочг’ын, умкын. Умкык коӈалаӈ ӄычвов’,
тыӄлэв’, ойпыткочг’о, мычг’ало то амалваӈ пэялг’эо в’ытв’ыто.

3. Наше село (3 часа)
Виртуальная экскурсия по селу. Дома (жилые, административные, предприятия), их предназначение.
Улицы. Расположение села, его окрестности: сопки, водоемы.
История села, происхождение его названия. Известные люди села. Приглашение на урок старожилов.
4. Оленеводство (3 часа)
Почему на севере говорят «Олень — всей жизни голова». Названия оленей на корякском языке, их
этимология. Ӄояӈа — общее название оленя.
Корякская лексика: ӄаюю — оленёнок, в’энӄой — важенка, оленуха, г’эяӄой — ездовой олень, мъяӄой —
правый ездовой олень, гачӈыӄой — левый ездовой олень.
Значение оленей в жизни коренного населения. Чтение стихов об олене В. Лапцуй и В. В. Коянто.
Корякские имена, произошедшие от слова олень: Ӄояӈто, Ӄоялӄот, Ӄояӈ, Ӄалюлю.
Оленеводство как отрасль традиционного хозяйствования коряков. История приручения дикого оленя.
Показ части фильма А. В. Ключникова «Ӄоянняйтатгыйӈын». Названия сёл, где занимаются
оленеводством. Известные труженики-оленеводы. Рассказ о табуне, пасущемся в окрестностях вашего
села, и людях, работающих в этом табуне.
Корякская лексика: пыттоӈгыйӈын, г’уемтэв’илг’ын, ӄояӈталг’ын, нывэтӄэн, нымитӄин. Ӄояӈталг’ын
нымитӄин вэтатык.
Чтение отрывков из книги К. Кеккетына «Ӄоялӄот».
5. Рыболовство (3 часа)
Дать детям представление о традиционном рыболовстве, орудиях лова, технологии заготовки вяленой
рыбы, рыбной муки. Во время прохождения данной темы необходимо акцентировать внимание детей на
правилах поведения детей у водоемов, бережном отношении к окружающей среде.
Корякская лексика: ынныӈийтык, гигынгиӈ, гиӈыткук, эег’унэӈ, эег’ук, эег’улг’ын, ынныӈийтылг’ын,
тайӈатгыйӈын, тайӈатыны.
6. Собирательство (3 часа)
Климатические условия проживания северян. Длительность зимы, лета, погода в разное время года.
Сезонные занятия жителей Крайнего Севера.
Растительный и животный мир на Севере.
Корякская лексика: ӈайӈынэн, лыӄлэӈ, аноан, алаал, ӈэйӈэй, ӄэялгын, муӄэмуӄ, омка, аӄаяв’ка. Лыӄлэӈкы
муйык аӄэялгыка, анок то алак омка.
Что вы собираете поздним летом? Кто знает, что еще собирали наши предки для приготовления пищи?
Рассказ старожила о сборе трав с их демонстрацией и способами применения.
Корякская лексика: лиӈыл, йытту, пуяйытту, ылэчг’ын, мычг’ал, гыйынг’ын элук — элулӄивык; алак гыммо
тыкэлуӈ; гымнан тыкуйычыӈнэв’.
7 . Собаководство (3 часа)
Особенность породы северной лайки, роль собаки в жизни северянина. Уход за собакой, использование
собак в хозяйственной деятельности, спортивной жизни. Принцип присвоения кличек животным.
Просмотр фильма А. В. Ключникова «В’ытэӄле, Калиӄли то Олкапа».
Коряксая лексика: г’ытг’ын, ӄачг’ытг’ын, г’ытг’ылг’атык, квайык, кылгатык, уетик, алыкав’,
г’ытг’ылг’атылг’ын. Гыммо тыкуӈэлыӈ г’ытг’а.

8. Основы декоративно-прикладного искусства (3 часа)
Традиционное занятие женщин — шитьё одежды. (В семье северян изготовление одежды, обуви,
постельных принадлежностей, мешков для хранения и перевозки вещей, спальных меховых пологов,
покрытий для юрт, выделка шкур выполнялись женщинами).
Экскурсия в музей или в меховую мастерскую по изготовлению одежды. Знакомство детей с
технологией подготовки меха к шитью, использование орудий труда при выделке шкур, крое и шитье.
Корякская лексика: ав’ыт, пылв’ынтыав’ыт, пэкул, в’ив’и, эноллатык, ӄипъюк, кэӈъюк, аптык, ёмъятык,
тавак, налгын, панняв’, плаку, ичг’ын, пэӈкэн, памъяв, в’аӈэк, ваӈэгыйӈын, в’аӈэлг’ын. Гымнин
вава ков’аӈэӈ. Ынан тэйкынин митг’айин ичг’ын.
Знакомство с разновидностью изделий из меховой одежды, видами национальных узоров, их
расшифровкой во время экскурсии в музей или меховую мастерскую.
Зарисовка узоров, работа с бисером. Знакомство с технологией плетения женских мешков для ношения
грудных детей, мелких предметов из мха, трав, сухих сучьев.
Корякская лексика: кылыляв’, эмчеёчгын, витг’у, омлэчг’о, ӄымиӈу, такылыляӈык, кыллянпык.
9. Традиционный транспорт северян (3 часа)
Труд мужчин на севере. Мужчина в корякской семье — добытчик и исполнитель всей тяжелой работы
(пас оленей, рыбачил, заготавливал дрова для поддержания очага, жерди для сбора юрты, делал средства
передвижения: нарты, лапки (легкие лыжи), выдалбливал из тополя баты, байдару для охоты на морских
животных, орудия лова животных, рыбы и оленя, изготавливал посуду из дерева и бараньих рогов, украшения
для женщин: медные и костяные пуговицы, иголки, игольницы, напёрстки, расчёски, щипчики, колечки;
табакерки, коробки для хранения спичек, ножны, выбивалки от снега, наконечники и рукоятки оленьих
погонял, остов, ножи; музыкальные инструменты: бубны, варганы, жужжалки и многое другое).
Экскурсия к человеку, который покажет и расскажет технологию изготовления нарт.
Корякская лексика: уетик, инэӈ, г’ытвыг’ыт, в’алвыягыт, яяй, в’анныяй, тэминьӈэтык, в’алапэль.
Тундровые коряки-кочевые жители внутренней тундры.
Береговые коряки-оседлые жители побережий.
10. Корякская кухня (2 часа)
Пища коряков-оленеводов . Знакомство детей с традиционной кухней коряков, рецептами приготовлений
блюд из оленьего мяса, кореньев, рыбы, а также ухи.
Пища приморских оседлых коряков.
Корякская лексика: кинуӈи, ӄитыӄинуӈи, ыпаӈа, ачг’ан, тапаӈык, ачг’апатык, тэв’г’эл, ыпавык, ачг’ук,
ымталатык, гиӈук, лэлӈук.
11. Праздники коряков (3 часа)
Традиции проведения праздников и обрядов. Где исполняются обряды?
Праздники «Хололо» и «Ололо». Определение черт сходства и различий этих двух праздников. Отличие
праздников, проводимых оленеводами, от праздников, проводимых береговыми коряками.
Корякская лексика: ангыт, татыл, ангытыткок то мыӈик, млавык,аӈаӈъяк, яяйыткок, эналватык, инэлвэтык,
энайкэчек.

12. Игры корякских детей (2 часа)
Виды игр северян: спокойные и подвижные, развивающие и спортивные. Атрибутика игр и материал для
ее изготовления.
Изготовление атрибутики для игр вместе с родителями. Разучивание подвижных игр.
Корякская лексика: уйичвинэӈу, уйичвэтык, ячвынчетык, в’ыёв’ый, в’ыёткок, в’ыв’в’ыткок.
13. Итоговое занятие (1 час)
Проведение занятия, посвященного малой родине.

3класс
I. Вводная часть (1 час)
1.
Понятие «краеведение». Итоги занятий за предыдущий год.
Понятие краеведение. Итоги занятий за предыдущий год. Мотивация. Направление краеведения:
экологическое.
Содержание и задачи работы на предстоящий год.
II. С чего начинается Родина (5 часов)
2.
Край, в котором мы живём.
Знакомство с достопримечательностями Камчатского края. Виртуальная экскурсия по памятникам
г. Петропавловска-Камчатского.
3.
Путешествие по карте Камчатского края.
Страна на карте. Географическое положение полуострова. История освоения камчатской земли.
4.
Природные зоны Камчатского края.
Знакомиться с картой природных зон Камчатского края. Определять на карте природные зоны
Камчатского края.
5.
Климат Камчатского края.
Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо?
Способы прогнозирования изменений в природе. Наблюдение за погодой. Предсказание погоды по
народным приметам. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам,
выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
6.
Промышленность Камчатского края.
Природные ресурсы края, их использование и значение для промышленности края и страны.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их
история. Основные отрасли промышленности: лесная, деревообрабатывающая; судостроительные,
судоремонтные верфи; производство стройматериалов, рыбные промыслы.
III. Природа Камчатки (28 часов)
7.
Охраняемые природные территории.
Общие сведения о природе Камчатского края.
8.
Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный заповедник»
с.Тиличики.
Тематическая встреча «Заповедный мир». «Заповедные места». Знакомство с памятниками природы
Камчатского края.
9.
Экологические проблемы региона.
Экологические проблемы региона и своего края. Законы об охране природы. Организации по охране
природы.

10
Проект «Природа в опасности»
Познакомить с правилами поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и
поступки окружающих, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказании помощи
природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
11
Презентация проектов по теме «Природа в опасности»
Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных
материалов. Выступление с сообщением в классе. Оценивание своих достижений по выполнению
проекта и достижения товарищей.
12.
Растительный мир Камчатки (Виды растений и места расположения)
Знакомство с разнообразием растительного мира Камчатского края. Виды растений и места их
расположения. Работа с гербариями.
13.
Растительный мир Камчатки. Красная книга.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений Камчатки, об их
экологических особенностях, охране.
14.
Лекарственные растения Камчатки.
Какие лекарственные растения можно обнаружить в нашей местности? Их лечебные свойства.
Различать виды лекарственных растений нашей местности, знать их лечебные свойства.
15.
Грибы. Творческая работа «Грибы»
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для
человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и
несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных,
пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения
лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и
несъедобных грибов.
16.
Экологическая игра «Зелёная планета»
Обобщение знаний о флоре родного края в игровой форме. Уметь визуально различать
представителей растительного мира. Знать их значение в природе и жизни человека. Знать редкие и
исчезающие ,способы их охраны.
17.
Животные нашего края.
Описание, происхождение, особенности, характер, ареал обитания, питание, размножение,
естественные враги, охрана животных.
18
Животные нашего края. Красная книга.
Развитие знаний о природе родного края, исчезающих видах животных. Создать условия для
формирования уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, для
осознания целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности; развивать
наблюдательность и основы исследовательской деятельности при изучении отдельных видов
животных; учить работать в группах; воспитывать любознательность, самостоятельность.
19.
Звери, обитающие на полуострове Камчатка.
Знакомить детей с животными (зверями), проживающими на территории края, их повадками,
образом жизни. Способствовать развитию любознательности. Воспитывать любовь к родному краю,
бережное отношение к животным и природе. Развивать мыслительные процессы, речь, творческие
способности.
20.
Птицы.
Знакомство с разнообразием птиц Камчатского края. Актуализировать представления детей о птицах
как о группе животных и о перелетных птицах области. Работа по определению птиц округа.
21.
Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек для птиц.
«Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто
чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о
приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических
наблюдений за птицами.
22
Насекомые.
Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей
среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. Расширение и систематизация знаний

детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных
особенностях.
23
Рыбы наших водоёмов.
Какие виды рыб, обитают в водоемах Камчатского края. Уметь определять их визуально. Знать виды
рыб, занесенных в КК.
24
Охрана рыбных богатств.
Какие виды рыб, обитающих в водоемах Камчатки, имеют промысловое значение? Какие виды рыб
занесены в Красную книгу.
25
Проект «Животный мир Камчатского края»
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к животному миру родного
края. Обогатить, углубить и систематизировать знания детей о жизни зверей лесов Камчатского края.
Развивать познавательную активность, творческие способности, нравственные чувства детей на
близком, доступном и значимом для них материале.
26
Презентация проектов по теме «Животный мир Камчатского края »
Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных
материалов. Выступление с сообщением в классе. Оценивание своих достижений по выполнению
проекта и достижения товарищей.
27
Океан и моря омывающие Камчатский полуостров.
Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о
разнообразии подводного мира.
28
Реки и озёра полуострова Камчатка.
Изучение рек и озер, расположенных на территории полуострова. Воспитание бережного отношения
к природе.
29
Вулканы Камчатки.
«Камчатские исполины» просмотр видеофильма. Знакомство с вулканами Камчатки: Корякский,
Авачинский, Ключевской, особенности рельефа.
30
Вулканы Камчатки. Творческая работа.
Создание подлинного изображения определенного вулкана. Работа с акварельными красками.
31
Землетрясения на Камчатке.
Формирование правильного поведения учащихся во время землетрясения. Причины возникновения
землетрясений. Естественные землетрясения (в большинстве случаев обусловлены происходящими
тектоническими процессами). Искусственные (в результате взрывов, обрушений подземных
полостей шахтных выработок, заполнений водохранилищ).
32
Долина гейзеров.
Долина гейзеров-Всемирное природное наследие. Учить познавать и любить свою Родину. Изучить
заповедные и уникальные места Камчатки.
33
Краеведческая викторина «Люби и знай свой край»
Обобщить и уточнить полученные знания по курсу « Краеведение». Награждение званием «Юный
знаток края».
34
Выставка практических работ. Обобщающее занятие. Что узнали ,чему научились
за год.

4 класс
Раздел I. Введение. (1ч.)
2.

Понятие краеведение.
Итоги занятий за предыдущий год. Содержание и задачи работы на предстоящий год.

Раздел II. Наш край (8ч.)
3. Символика нашего края.

Изучение символов родного края. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего
края.
4. Географическое положение Камчатского края. Наш край на карте России.
Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках.
Практическая работа: Камчатский край на карте России, обучение умению находить и
показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
5. «Путешествие по карте Камчатки» познавательный час.
Географическое положение полуострова. Климат. Животный и растительный мир.
6. Города края.
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в
группах, в парах. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
7.

История возникновения городов
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в
группах, в парах. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

8. Столица Камчатского края.
Виртуальное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная
работа с картой.
9. Коренные жители края.
Беседа: первичное представление о коренных жителях Камчатского края. Познакомить с
национальным составом населения. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных
жителей нашего края?»
10. Экскурсия в краеведческий музей.
Рассказ экскурсовода о народах нашего края, национальном составе, коренных жителях
края, особенностях их быта. Практическая работа: обобщение и оформление материала.
Раздел III. История Камчатского края. (9ч.)
11. «Их именами названы улицы»
Путешествие в историю. Заочное знакомство с выдающими людьми, чьими именами названы
улицы города.
12. Экскурсия по памятникам г. Петропавловска-Камчатского.
Знакомство с достопримечательностями города. Фронтальная беседа. Практическая работа:
собрать и оформить информацию о памятных местах города Петропавловска-Камчатского
(работа в группах).
13. Конкурс рисунков «Наш край»
Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение
итога конкурса.
14. «Первопроходцы». История освоения камчатской земли.

15. «Героическая оборона 1854 года».
Оборона г. Петропавловска-Камчатского. В. С. Завойко. Батарея Дмитрия Максутова.
16. «Оформление стенда «Земля Камчатская»
Прошлое и настоящее края в фотографиях, плакатах и рисунках. Оформление стенда «Земля
Камчатская»
17. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
Беседа Камчатка в годы ВОВ.
Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Мой край в годы ВОВ»
18. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
Защита проекта (сообщений, презентаций) на тему: «Мой край в годы ВОВ»
19. Герои нашего края в годы Великой Отечественной войны.
Беседа по содержанию. Почётные граждане края.
Раздел IV. Коренные жители полуострова.(7ч.)
20. Коряки: основные занятия и уклад жизни.
Оседлый и кочевой образы жизни, присваивающее хозяйство, нымыланы, юкагир, чавчувены.
Знать о местах расселения коренных народов Камчатки, природный комплекс влиял на
формирование жизни.
21. Ительмены: основные занятия и уклад жизни.
Аборигены, материальная культура, уклад, присваивающее хозяйство. Знать о местах
расселения коренных народов Камчатки, как
природный комплекс влиял на формирование жизни.
22. Верования и обряды коренных жителей Камчатки.
Духовная культура, традиционная культура, миф, обряд, сказка, шаман. Выявлять общее и
особенное в традиционной культуре камчатских народов.
23. Художники Камчатского края.
Знакомство (заочое) с биографией и творчеством камчатских художников. Просмотр выставки
картин.
24. Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.
Знакомство с биографией и творчеством К.Кеккетына.
25. Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.
Чтение произведений К.Кеккетына.
26. Книжная выставка «Писатели Севера-детям»
Знакомство с творчеством камчатских писателей.
Раздел V. Богатства нашей земли. (10ч.)
27. Природные ресурсы Камчатского края.

Узнать какие природные ресурсы имеет Камчатка(Рыба, морепродукты, минеральные и
пресные воды, древесина и т.д.)
28. Полезные ископаемые края.
Узнать какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.
29. Рыбные богатства.
Выяснить какие ценные лососевые породы обитают в водах Камчатского края.
30. Сельское хозяйство Камчатского края.
31. Берегите природу! Познавательный час.
Учиться бережному отношению к природе. Воспитание любви к родному краю.
32. Экологические проблемы Камчатки.
Выяснить какие экологические проблемы настигли полуостров. Способы устранения
экологических проблем.
32. Проект «Камчатский край в будущем».
Урок фантазии. Сбор информации, составление плана проекта. Определение проблемы и
выбор темы собственного исследования.
33. Проект «Камчатский край в будущем»
Защита проекта на тему «Камчатский край в будущем»
34.Игра – викторина «Это было интересно»
Викторина «Страницы истории родного края»
35. Итоговое занятие по курсу «краеведение».
Подведение результатов деятельности учащихся за год.

10. Учебно – методическая литература для учителя.
1класс
1. Дикорастущие растения Корякского автономного округа , их применение в повседневной
жизни коряков. ( материал собран и записан методистом по корякскому языку ОкрИУУ Г.К. Авев ).
Г. Петропавловск –Камчатский , Камчатский печатный двор ,Книжное издательство.
2. «Мода от природы», традиционная корякская одежда, изготовленная в конце 20 века. И.В.
Витер , Ю.О. Новик.
3. « Красная книга севера Дальнего Востока России. Животные» под ред. Доктора биол. Наук
А.Я. Кондратьева , ТОО « Пента»,1998 г.
4.

« Справочник – определитель редких и охраняемых видов животных и растений

Камчатского края» г. П-Камчатский ,2013 .отв. ред. О.А. Чернягина.
5. «Красная книга Камчатского края т.1 Животные»,изд. «Камчатпресс» 2018 г ,отв . ред. А.М.
Токранов.
6. « Красная книга Камчатского края т.2 Растения» ,г. П- Камчатский, 2018 , отв. Ред. О.А.
Чернягина.
2класс
1. Абакумова Е. И. Народные художественные промыслы: работа с природными материалами,

мехом и кожей: на примере Камчатского региона. — Петропавловск-Камч., 2000. — 65 с.
2. Арктика — мой дом: полярная энцикл. школьника: в 3 т. Т. 2:

Природа Севера Земли. — М.: Сев. просторы, 2001. — 184 с.
3. Арктика — мой дом: полярная энцикл. школьника: в 3 т. Т. 3:

Народы Севера Земли. — М.: Сев. просторы, 2001. — 286 с.
4. Витер И. В., Новик Ю. О. Мода от природы: культурное наследие Камчатки. — Петропавловск-

Камч.: Нов. кн., 2004. —
222 с.
5. Горбачёва В. Праздники и обряды народов Севера Камчатки. — СПб., 2006. — 246 с.
6. Гропянов Е. В. Литература родного края. — ПетропавловскКамч.: Нов. кн., 1999. — 496 с.
7. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: по материалам IX — начала

XX вв.: народы Севера и Дальнего Востока. — М.; Л., 1963. —181 с.
8. Иохельсон В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация. — СПб.: Наука, 1997.

— 238 с.
9. История и культура коряков / под общ. ред. А. И. Крушанова. — СПб.: Наука, 1993. — 235 с.
10. Кочетков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-

Востока СССР. — М.: Наука,
1989. — 141 с.

11. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: с прил. рапортов, донесений и др. неопубл.

материалов. — М.; Л., 1949. — 194 с.
12. Огрызко В. В. Корякская литература. — СПб., 2009. — 490 с.
13. Праздники, игры, сказки народов Камчатки и Чукотки. — Палана: ОкрИУУ, 1992. — 69 с.
14. Радуга на снегу: культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего

Севера. — М.: Молодая гвардия, 1972. — 224 с.
15. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: кн. для

учителя / сост. Т. Б. Митлянская. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
16. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. — СПб.: Наука, 2000. — 234 с.
17. Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока: сб. ст. — Владивосток: ДВНЦ

АН СССР, 1983. — 156 с.
18. Художественная обработка меха и кожи у народов Крайнего Северо-Востока. Вып. 1: Чукчи,

эскимосы / Л. В. Андреева, В. В. Горбачева. — Магадан: Магад. кн. изд-во, 1990. — 294 с.
19. Этносы Камчатки: язык, культура, образование. — М.,

1999. — 270 с.
3класс
•
•
•

Природа Севера Земли. — М.: Сев. просторы, 2001. — 184 с.
Арктика — мой дом: полярная энцикл. школьника: в 3 т. Т. 3:
Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: с прил. рапортов, донесений и др. неопубл.
материалов. — М.; Л., 1949. — 194 с.

•

Алискеров А.А. Системный подход к изучению и сохранению биоразнообразия Камчатки //
Аргументы и факты. - 2012. - № 46 (авугст). - Прил.: АиФ-Камчатка. - 60 с.
2. Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека / Т. И. Алексеева. М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 432 с.
3. Белая Г.А. Экология доминантов камчатского крупнотравья (водный режим). М.: Наука,
2012. - 455 с.
4. Большая Российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Академия, 2012. - 600 с.
5. Быкасов В.Е. Проблемы охраны и рационального использования природы Камчатки // Изв.
Рус. геогр. о-ва. 2012. Т.124; выпуск 16. - 500 с.
7. Лобков Е.Г. Основные сведения о фауне и животном населении (заповедников) // Лобков
Е.Г. Камчатка. Объекты Всемирного Природного наследия. М.: Академия, 2012. - 355 с.
8. Новая Российская энциклопедия / Гл. ред. А. Д. Некипелов. М.: Энциклопедия, 2012. - 650
с.
9. Регионы России: основные характеристики субъектов РФ. Сборник докладов и
исследовательских работ. М.: Гардарики, 2013. - 400 с.
10. Сметанин А.Н. Примечательные растения из природной флоры Камчатки / А. Н.
Сметанин, В. Ф. Богоявленский. - Петропавловск-Камчатский. М.: Новая книга, 2012. - 360 с.
11. Эколого-экономические проблемы рационального природопользования Камчатки: сб.
ст./Отв. ред. А.С. Латкин. М.: Просвещение, 2012. - 485 с.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

4класс
20. Арктика — мой дом: полярная энцикл. школьника: в 3 т. Т. 2:

Природа Севера Земли. — М.: Сев. просторы, 2001. — 184 с.
21. Арктика — мой дом: полярная энцикл. школьника: в 3 т. Т. 3:

Народы Севера Земли. — М.: Сев. просторы, 2001. — 286 с.
22. Горбачёва В. Праздники и обряды народов Севера Камчатки. — СПб., 2006. — 246 с.
23. Гропянов Е. В. Литература родного края. — ПетропавловскКамч.: Нов. кн., 1999. — 496 с.
24. Иохельсон В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация. — СПб.: Наука, 1997.

— 238 с.
25. История и культура коряков / под общ. ред. А. И. Крушанова. — СПб.: Наука, 1993. — 235 с.
26. Кочетков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-

Востока СССР. — М.: Наука,
1989. — 141 с.
27. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: с прил. рапортов, донесений и др. неопубл.
материалов. — М.; Л., 1949. — 194 с.
28. Огрызко В. В. Корякская литература. — СПб., 2009. — 490 с.
29. Праздники, игры, сказки народов Камчатки и Чукотки. — Палана: ОкрИУУ, 1992. — 69 с.
30. Радуга на снегу: культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего

Севера. — М.: Молодая гвардия, 1972. — 224 с.
31. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: кн. для

учителя / сост. Т. Б. Митлянская. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
32. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. — СПб.: Наука, 2000. — 234 с.
33. Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока: сб. ст. — Владивосток: ДВНЦ

АН СССР, 1983. — 156 с.
34. Этносы Камчатки: язык, культура, образование. — М.,

1999. — 270 с.

№п\п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНОЙ КРАЙ»
1 КЛАСС
Тема занятия.
КолДата
во
часов
Раздел I. Край, в котором мы живём. (12ч.)

1.

Знакомство. Моё имя (на родном языке), отчество и фамилия. Мои

1

родители и их род занятий. Практика. Рисование на тему «Моя семья»
2.

Профессии нашего села (профессии моих родителей) Экскурсия на

1

производство, где трудятся родители.
3.

Моя малая Родина. Название моего села. История образования села

1

Тиличики.
4.

Экскурсия по селу. Названия улиц.

1

5.

Край, в котором мы живём. Знакомство с Камчатским краем.

1

Символика Камчатки. (Беседа и игра. Просмотр презентаций и
видеороликов)
6.

«Край, где я живу» экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с

1

родным краем с помощью музейных средств
7.

«Мой край Камчатка». Творческая работа

1

8.

Столица Камчатского края г. Петропавловск-Камчатский

1

9.

Час творчества. «Флаг, герб Камчатки» (рисунок)

1

10. Название нашего района. Другие районы на полуострове Камчатка.

1

11. Показ на карте районов Камчатского края. Игра «Найди и покажи».

1

12. Коренные народы и жители Камчатки (коряки, ительмены, эвены)

1

Раздел II. Фольклор Камчатки. (14ч.)
13. Фольклор Камчатки. Сказки народов, населяющих Камчатку.

1

Прослушивание и чтение корякских сказок.
14. Чтение произведений камчатских писателей.

1

15. Рисование по прочитанной сказке.

1

16. Национальные игры коряков. Подвижные игры в помещении.

1

17. Национальные игры коряков. Подвижные игры на свежем воздухе

1

18. Традиционные танцы коряков. (Просмотр видеоматериалов)

1

19. Знакомство с творчеством национальных ансамблей «Мэнго», «Ангт»

1

и др.
20. Основные виды традиционной корякской одежды.

1

план факт

21. Аппликация на тему «Кухлянка».

1

22. Верхняя одежда мужчин, женщин и детей.

1

23. Аппликация на тему «Малахай»

1

24. Традиционная корякская обувь. Аппликация на тему «Торбаза».

1

25. Корякский орнамент в одежде. Аппликация. Работа с цветной бумагой.

1

26. «Фольклорные праздники». Знакомство с народными праздниками

1

коренных народов Камчатки
Раздел III. Человек и природа. (8ч.)
27.

Час творчества. Лепка животных. Выставка поделок «Животный мир

1

Камчатского края»
28. «В гостях у бурого медведя»

1

29. «А знаете ли вы?» Познавательный час. Общие сведения о природе

1

Камчатского края
30. Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный

1

заповедник» с.Тиличики
31. «Красная книга Камчатки». Час юного эколога.

1

32. «Будем жить в ладу с природой». Нарисуем и расскажем

1

33. «Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина

1

34. Выставка практических работ. Обобщающее занятие. Что узнали, чему

11

научились за 1 год.
Итого:

34ч.

2 КЛАСС
№
п\п

Тема занятия

КолДата
Примечание
во
план факт
часов

1. Вводная часть (3 часа)
1.
2.
3.
4.
5.

Край, в котором мы живем.
Люди, населяющие Камчатский край. Коренные жители округа.
Богатство нашего края.
2. Природа Камчатского края(2 часа)
Экскурсия. Наблюдение за живой и неживой природой.
Повторение названий деревьев и кустарников. Чтение описаний

1
1
1
1
1

природы в произведениях первого корякского писателя К.
Кеккетына.
6.

3. Наше село (3 часа)
Виртуальная экскурсия по селу. Дома (жилые, административные,

1

предприятия), их предназначение.
7.

История села, происхождение его названия.

1

8

Выставка рисунков «Наше село в будущем»

1

4. Оленеводство (3 часа)
9.

«Олень — всей жизни голова»

1

10.

Оленеводство как отрасль традиционного хозяйствования коряков.

1

История приручения дикого оленя.
11.

Лепка животных из пластилина «Северный олень», «Оленья

1

упряжка»
12.

5.Рыболовство (3 часа)
Традиционное рыболовство. Орудия лова.

1

13.

Технологии заготовки вяленой рыбы, рыбной муки.

1

14.

Аппликация из бумаги «Рыбки»

1

15.

6. Собирательство (3 часа)
Растительный и животный мир на Севере.

1

16.

Собирательство трав, корней и плодов.

1

17.

Викторина «Знатоки целительных трав Камчатки»

1

18.

7.Собаководство (3 часа)
Камчатские ездовые собаки: история и современность.

1

19.

Сохранение ездового собаководства в Камчатском крае (Берингия)

1

20.

Изготовление рисунков, плакатов и лозунгов в поддержку

1

участников гонки на собачьих упряжках.
21.

8. Основы декоративно-прикладного искусства (3 часа)
Традиционное занятие женщин — шитьё одежды.
1

22.

Экскурсия в музей. Знакомство с технологией подготовки меха к
шитью.

1

23.

Знакомство с

видами национальных узоров, их расшифровкой.

1

Зарисовка узоров, работа с бисером.
24.

9. Традиционный транспорт северян (3 часа )
Труд мужчин на севере.

1

25.

Тундровые коряки –кочевые жители внутренней тундры.

1

26.

Береговые коряки- оседлые жители побережий

1

10.Корякская кухня (2 часа)
27.

Пища коряков-оленеводов

1

28.

Пища приморских оседлых коряков.

1

11. Праздники коряков (3 часа)
29.

Традиции проведения праздников и обрядов.

1

30.

Праздники «Хололо» и «Ололо». Определение черт сходства и

1

различий этих двух праздников. Отличие праздников, проводимых
оленеводами, от праздников, проводимых береговыми коряками.
31

Традиционные корякские танцы.

1

32.

12. Игры корякских детей (2 часа)
Виды игр северян: спокойные и подвижные, развивающие и

1

спортивные.
33.
34.

Разучивание подвижных игр.

1

13. Итоговое занятие (1 час)
Проведение занятия , посвященного малой родине.

1

ИТОГО

34ч.

3класс
№ п\п

Тема занятия

Кол-во
часов

1. Вводная часть (1 час)
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18
19.
20.
21.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Понятие «краеведение». Итоги занятий за предыдущий год.
2. С чего начинается Родина (5 часов)
Край, в котором мы живём.
Путешествие по карте Камчатского края.
Природные зоны Камчатского края.
Климат Камчатского края.
Промышленность Камчатского края.
3. Природа Камчатки (28 часов)
Охраняемые природные территории.
Экскурсия в ФГБУ «Кроноцкий государственный природный заповедник»
с.Тиличики
Экологические проблемы региона.
Проект «Природа в опасности»
Презентация проектов по теме «Природа в опасности»
Растительный мир Камчатки (Виды растений и места расположения)
Растительный мир Камчатки. Красная книга.
Лекарственные растения Камчатки.
Грибы. Творческая работа «Грибы»
Экологическая игра «Зелёная планета»
Животные нашего края.
Животные нашего края. Красная книга.
Звери, обитающие на полуострове Камчатка.
Птицы.
Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек для птиц.
Насекомые.
Рыбы наших водоёмов.
Охрана рыбных богатств.
Проект «Животный мир Камчатского края»
Презентация проектов по теме «Животный мир Камчатского края »
Океан и моря омывающие Камчатский полуостров.
Реки и озёра полуострова Камчатка.
Вулканы Камчатки.
Вулканы Камчатки. Творческая работа.
Землетрясения на Камчатке.
Долина гейзеров.
Краеведческая викторина «Люби и знай свой край»
Выставка практических работ. Обобщающее занятие. Что узнали ,чему
научились за год.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34ч.

Дата
план факт

4 КЛАСС
№п\п

Тема занятия.

Кол-

Дата

во

план факт

часов
Раздел I. Введение. (1ч.)
1.

Понятие краеведение. Итоги занятий за предыдущий год.
Содержание и задачи работы на предстоящий год.
Раздел II. Наш край (8ч.)

1

2.

Символика нашего края.

1

3.

Географическое положение Камчатского края. Наш край на карте России.

1

4.

«Путешествие по карте Камчатки» познавательный час.

1

5.

Города края.

1

6.

История возникновения городов.

1

7.

Столица Камчатского края.

1

8.

Коренные жители края.

1

9.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Раздел III. История Камчатского края( 9ч.)
10.

«Их именами названы улицы»

1

11.

Экскурсия по памятникам г. Петропавловска-Камчатского.

1

12.

Конкурс рисунков «Наш край»

1

13.

«Первопроходцы»

1

14.

«Героическая оборона 1854 года».

1

15.

Оформление стенда «Земля Камчатская»

1

16.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего
города, моей семьи.
Великая Отечественная война в истории моего края, моего
города, моей семьи.
Герои нашего края в годы Великой Отечественной войны.

1

17.
18.

1
1

Раздел IV. Коренные жители полуострова (7ч.)
19.

Коряки: основные занятия и уклад жизни.

1

20.

Ительмены: основные занятия и уклад жизни.

1

21.

Верования и обряды коренных жителей Камчатки.

1

22.

Художники Камчатского края.

1

23.

Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.

1

24.

Первый корякский писатель – Кецай Кеккетын.

1

25.

Книжная выставка «Писатели Севера-детям»

1

Раздел V. Богатства нашей земли (10ч.)
26.

Природные ресурсы Камчатского края.

1

27.

Полезные ископаемые края.

1

28.

Рыбные богатства.

1

29.

Сельское хозяйство Камчатского края.

1

30.

Берегите природу! Познавательный час.

1

31.

Экологические проблемы Камчатки.

1

32.

Проект «Камчатский край в будущем».

1

33.

Проект «Камчатский край в будущем».

1

34.

Игра – викторина «Это было интересно»

1

35.

Итоговое занятие по курсу «краеведение»

1

ИТОГО

35 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».