Программа внеурочной деятельности «Мой проект»

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место курса «Мой проект» во внеурочной деятельности
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты
второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном
отдельно взятом классе.
В соответствии с программой внеурочной занятости на проектную деятельность
отводится 1 час в неделю в 1-3 классах, в 4 классах 2 часа в недедю.
Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-3 классах,
68 часов в 4 классах в год. Данная программа построена в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Актуальность данной программы.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном
мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы,
наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его
способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям
труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея
компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей
компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей

дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми,
выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в
различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой
деятельности,

в

которой

возможно

формирование

способности

к

осуществлению

ответственного выбора».
Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе

с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.

Специфической

особенностью

занятий

проектной

деятельностью

является

их

направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе
разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной
деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия
составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей,
повышения их творческой активности. Большинство видов работ, особенно на первых этапах
цикла, представляет собой новую интерпретацию

уже знакомых детям заданий. В

дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной
деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является
стимулом,

вдохновляющим

ребёнка

на

выполнение

других,

более

сложных

и

самостоятельных проектов.
Цель программы:
1. Обучить детей работе над проектами;
2. Формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную,
решение проблем;
3. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
• умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров
по совместной деятельности;
• способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
• формирование социально адекватных способов повеления,
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
• воспитание целеустремленности и настойчивости;
• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;

• формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность
и сотрудничество;
• формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).

ІІ. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
занятия

Название

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

проекта
Знакомство

1.

с

темой 1

проекта.

Заочная

экскурсия

Кол-во

Характеристика основных видов деятельности ученика (на

Планируемые

Скорректированные

часов

уровне учебных действий) по теме

сроки

сроки прохождения

прохождения

сроки

Обсуждают тему с учителем и получают при

6.10.21

необходимости дополнительную информацию,
устанавливают цели

3.

Проект

2.

«Моя малая родина»

Вырабатывают план действий.

4.

Формулируют задачи.
Конкурс

рисунков

фотографий

и 1

на тему

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

13.10.21

Сбор информации по теме проекта.

«Моя малая родина».
Оформление

работ. 1

Подготовка к защите

Анализируют информацию. Оформляют результаты

20.10.21

своей поисковой работы.

проекта.
Защита коллективного 1

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою

проекта

точку зрения, делают окончательные выводы.

«Моя

малая

родина».

3.11.21

Участвуют в оценке путем коллективного
обсуждения и самооценок.

Знакомство

«Моя семья»

Проект

5.

проекта.

с

Беседа

темой 1
«Не

Обсуждают тему с учителем и получают при
необходимости дополнительную информацию,

нужен клад, коли в

устанавливают цели

семье лад».

Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.

10.11.21

Конкурс

6.

«Моя

рисунков 1
семья

в

праздники и в будни».

Основные формы работы:

17.11.21

беседа с родителями,
рисование рисунков,
подбор семейных фотографий
Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Подбор

7.

информации, 1

фотографий
проекта.

для

Анализируют информацию. Оформляют результаты

24.11.21

своей поисковой работы.

Оформление

проектов.
8.

Защита проекта «Моя 1

Отчитываются, отстаивают свою точку зрения,

семья».

делают окончательные выводы.

1.12.21

Участвуют в оценке путем коллективного
обсуждения и самооценок.
Знакомство

11.

пословицах, поговорках»

«Математика вокруг нас. Числа в загадках,

10.

Проект

9.

с

темой 1

Обсуждают тему с учителем и получают при

проекта. Решение задач

необходимости дополнительную информацию,

в стихах, разгадывание

устанавливают цели

загадок.

Вырабатывают план действий.

8.12.21

Формулируют задачи.
Подбор
для

информации 1
проекта.

Оформление работ.

Основные формы работы:

15.12.21

Сбор информации в печатных источниках, в интернете
на детских сайтах, самостоятельно и совместно с
учителем и родителями.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Подготовка к защите 1

Анализируют информацию. Оформляют результаты

проекта.

своей поисковой работы.

Оформление

22.12.21

работ в общую книгу.
Защита

12.

проекта 1

«Математика

вокруг

Отчитываются о проделанной работе в рамках

29.12.21

праздника «Праздник числа».

нас. Числа в загадках,

Участвуют в оценке путем коллективного

пословицах,

обсуждения и самооценок.

поговорках».
Знакомство

13.

проекта.
правил

с

темой 1

Повторение
поведения

в

Проект

14.

15.

«Мой класс и моя школа»

школе.

16.

Обсуждают тему с учителем и получают при

12.01.22

необходимости дополнительную информацию,
устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.

Конкурс

рисунков 1

«Моя школа».

Основные формы работы:

19.02.22

интервью, опросы, наблюдения, рисование рисунков,
фотографирование.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Подбор

информации 1

для

проекта.

Анализируют, уточняют информацию для проекта.

26.01.22

Оформляют результаты.

Оформление работ.
Защита проекта «Мой 1

Отчёт о проекте в виде праздника.

класс и моя школа».

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и

02.02.22

Знакомство

питомцы»

Проект

17.

«Мои домашние

самооценок.
с

темой 1

Обсуждают тему с учителем и получают при 9.02.22

проект. Беседа «Мы в

необходимости

ответе

устанавливают цели

за

приручили».

тех

кого

дополнительную

Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.

информацию,

Конкурс

18.

рисунков

и 1

Основные формы работы: наблюдения, рисование

фотографий

на

тему

домашних животных, фотографирование домашних

«Мои

любимые

питомцев, составление устных рассказов, изучение

домашние питомцы».

2.03.22

литературных источников.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи

19.

Сбор информации для 1

Анализируют собранную информацию. Оформляют

проекта.

результаты проектной деятельности. Подготовка к

работ.

Оформление
Подготовка

к

9.03.22

защите проекта.

защите проекта.
20.

Защита проекта «Мои 1

Отчитываются о проделанной работе, отстаивают

домашние питомцы».

свою точку зрения, делают окончательные выводы.

16.03.22

Участвуют в оценке путем коллективного
обсуждения и самооценок.
Знакомство

21.

с

темой 1

Обсуждают тему с учителем и получают при

проекта. Распределение

необходимости дополнительную информацию,

обязанностей.

устанавливают цели.

6.04.22

«Живая азбука»

22.

Проект

Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Подбор

информации 1

(загадки,

стихи,

рисунки) для проекта.

Основные формы работы:

13.04.22

Поиск необходимой информации , наблюдения, изучение
литературных источников, информации на детских
сайтах.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи

23.

Оформление
общую

работ

в 1

книгу.

Подготовка к защите

Анализ полученной информации, отбор самой
интересной. Оформление работ.

20.04.22

проекта.
24.

Защита коллективного 1

Отчёт о проделанной работе в рамках праздника

проекта

«Прощание с азбукой».

«Живая

27.04.22

Участвуют в оценке путем коллективного

азбука».

обсуждения и самооценок.
Знакомство

25.

26.

27.

28.

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и
орнаменты»

проекта.

с

темой 1

Повторение

Обсуждают тему с учителем и получают при

4.05.22

необходимости дополнительную информацию,

геометрических фигур.

устанавливают цели

Игра «Продолжи узор».

Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.

Сбор

информации

Основные формы работы:

(фотографий, рисунков)

Сбор информации в печатных источниках, в интернете

с

на детских сайтах, самостоятельно и совместно с

изображением

цветников.

учителем и родителями.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Составление

1

собственных

Анализ полученной информации, отбор самой
интересной. Оформление работ.

орнаментов и узоров в
геометрических
фигурах. Подготовка к
защите проектов.
Защита

групповых

и

Отчитываются, отстаивают свою точку зрения,

индивидуальных

делают окончательные выводы.

проектов «Математика

Участвуют в оценке путем коллективного

вокруг

обсуждения и самооценок.

нас.

Форма,

размер, цвет. Узоры и

11.05.22

орнаменты».
Знакомство

29.

«Скоро-говорки»

Проект

проекта.

30.

темой 1

Обсуждают тему с учителем и получают при

Выбор

необходимости дополнительную информацию,

с

скороговорок.

устанавливают цели

Оформление работ.

Вырабатывают план действий.

18.05.22

Формулируют задачи.
Оформление работ.
Защита

групповых

Отчитываются о проделанной работе, делают

проектов

окончательные выводы.

«Скороговорки».

Участвуют в оценке путем коллективного
обсуждения и самооценок.

Знакомство

31.

32.

33.

Проект «Сказочные страницы»

проекта.

с

темой 1

Деление

группы.

на

Викторина

«Знаешь ли ты сказки?»

Обсуждают тему с учителем и получают при
необходимости дополнительную информацию,
устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.

Иллюстрирование

Основные формы работы:

сказок.

иллюстрации, поиск в дополнительной литературе

Оформление

групповых работ.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.
Оформление работ.

Защита
проектов

групповых
«Сказочные

страницы».

Отчитываются о проделанной работе в рамках
праздника, делают окончательные выводы.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и
самооценок.

ИТОГО 33ч.

25.05.22

2 класс
№

количество часов

всего

аудиторные

внеаудитор
ные

название
проекта

Экскурсия в школьную библиотеку.
Выставка книг. Социологический опрос
Презентация своей любимой книги. Подведение итогов

3

2

1

Ориентироваться в пространстве школьной
библиотеке.

Экскурсия по местности.
Конкурс рисунков и фотографий «Моя станица»
Презентация с демонстрацией фотографий, слайдов.

3

2

1

Подбирать фотографии или
фотографировать достопримечательности,
собирать информацию о своей малой
родине.

Составление узора и орнамента.
Работа в группах, оценка выполненной работы.

2

2

Составлять свои узоры. Контролировать
выполнение правил, по которому
составлялся узор.

Беседа «Лекарственные растения» Зачем они нам? Правила
заготовки лекарственных растений.

2

2

Находить информацию о лекарственных
растениях. Рассказывать о правилах
заготовки лекарственных растений.

2

2

Извлекать информацию из различных
источников. Готовить рисунки и
фотографии. Составлять собственную
Красную книгу.

2

2

2

2

Находить совместно со сверстниками и
взрослыми информацию. Составлять свои
занимательные задания.
Ориентироваться в журнале. Находить
интересные и нужные статьи, нужную
информацию по заданной теме.

2

1

14.
15.
16.
17.
18.

Выставка рисунков.
Беседа о «Красной книге»
Оформление рисунков, фотографий, составление
собственной Красной книги.
Защита коллективного проекта «Красная книга, или Возьмём
под защиту»
Подготовка информации из детских журналов
(занимательные задания)
Презентация с занимательными заданиями.
Знакомство с детскими журналами.
Сбор интересной информации из журналов. Рассказы детей
о своём журнале.
Экскурсия в «Казачий штаб». Как строились казачьи хаты?

х
а
т
а
»

13.

«Моя
станица»
«Математика
вокруг нас.
Узоры на
посуде»

«Лекарствен
ные
растения»

10.
11.
12.

«Красная
книга, или
Возьмём
под
защиту»

9.

«И в
шутк
уи
всерь
ёз»

7.
8.

«Дет
ский
журн
ал»

4.
5.
6.

«
К
а
з
а
ч
ь
я

1.
2.
3.

«О чём
может
рассказат
ь
школьная
библиотек
а»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ

Обсуждение темы с учителем и

Выставка рисунков и фотографий.

20.

Подготовить рассказы о профессиях своих родных или
родственников.
Презентация своей работы.

2

1

Сбор семейных фотографий.

2

2

Знакомство с техникой «Оригами»
Изготовление поделок

2

2

Сочинять стихи на заданные строки. Составлять словарик
собственных рифм.
Презентация выполненной работы.
Выставка книг « Мой любимый писатель- сказочник».

2

2

2

2

2

1

1

2

3

1

34

27

8

26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35

«Моя
родословная»
«Орига
ми»
«Риф
ма»

24.
25.

получение при необходимости
дополнительной информации. Умение
устанавливать цели,
1

Составлять родословное древо семьи.
Презентация своего проекта с демонстрацией родословного
древа.

«Мой
любимы
й
писатель
сказочни
к»

23.

Презентация своей любимой сказки.

«Города
России»

22.

«Страны
мира»

21.

«Профе
ссии»

19.

Распределение обязанностей по выполнению проекта.
Оформлять стенд «Города России».
Презентация своего исследования с демонстрацией
иллюстраций.
Распределять обязанности по выполнению проекта.
Рассказы детей о своих исследованиях.
Рассказы детей о своих исследованиях.
Презентация своего исследования с демонстрацией
иллюстраций.
Итого:

вырабатывать план действий.
Рассказывать о профессиях своих
родителей и старших членов семьи.
Обсуждать роль различных профессий в
нашей жизни.
Отбирать фотографии из семейного архива.
Составлять родословное древо семьи.
Оценивать свои достижения.

Выбирать заготовки в форме квадрата.
Собирать информацию по теме «Оригами»
из различных источников, включая
Интернет.
Находить в тексте рифмующиеся строки,
подбирать рифмующиеся слова, сочинять
стихи на заданные рифмы.
Составлять план сказки, определять
последовательность событий.
Пересказывать подробно сказку на основе
плана.
Составлять презентацию своего
исследования, снабдив её фотографиями
(открытками, слайдами)
Готовить сообщения (индивидуальные, в
парах, в группах) о выбранных странах,
подбирать фотографии
достопримечательностей.

3 класс
№п/п Темы занятий
1-2

Что такое исследование? Как задавать вопросы?
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Количество
часов
2

3

Игра почемучек «Спроси меня – и я отвечу».

1

4

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

1

Учимся выбирать дополнительную литературу. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками».

2

Экскурсия в библиотеку. Викторина «Кто это, что это?»

1

8-9

Совместное планирование выполнения практического задания.

2

10

Подбор методов исследования

1

11

Выдвижение идеи (мозговой штурм).

1

12

Развитие умения видеть проблемы.

1

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). Развитие умения выдвигать гипотезы,
задавать вопросы.

2

Игра в парах «Ты спроси меня –я спрошу тебя.»

1

5-6
7

13-14
15

16-18 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности обучающихся. Экскурсия на фабрику игрушек.

3

19-21 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективный проект –исследование «Создаём свою игрушку».

3

22

Методика проведения самостоятельных исследований.

1

23

Коллективная игра-исследование «Мир вокруг нас».

1

24-25 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

2

26-27 Обработка полученных результатов. Итог работы.

2

28-29 Выставки творческих работ –средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

30

Подготовка презентации.

1

32

Подготовка выступления.

1

33-34 Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2

Итого:

34

4класс
№
п/п
1.

Дата

Содержание занятия
Научные исследования и наша жизнь.

Кол-во
Форма проведения
часов
занятия
2
Урок –игра с введением
диалога и беседы
2
Урок-беседа

5.

Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо
исследовать и проектировать.
Методы исследования.
Какой разнообразный окружающий мир
Природы (флора и фауна)
Наблюдение и наблюдательность.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Эксперимент — познание в действии.
Гипотезы и провокационные идеи.
Анализ и синтез.
Как давать определения понятиям.
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.
Наблюдение и экспериментирование.
Основные логические операции.
Гипотезы и способы их конструирования.
Искусство задавать вопросы.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Ассоциации и аналогии.
Суждения, умозаключения, выводы.
Искусство делать сообщения.
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.
Как выбрать тему собственного исследования.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

22.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований.

2

Экскурсия в
природу
Урок- практикум
Урок- беседа
Урок-диалог
Урок- практикум
Урок-практикум
Урок –практикум
Урок- поиск
Урок- игра
Урок- интервью
Урок-конструктор
Урок- практикум
Урок-эталон
Урок-практикум
Урок- практикум
Урок- тренинг
Урок- публичное
выступление перед
родителями и
одноклассниками
Урок- практикум

2

Урок- тренинг

2.
3.
4.

23.

2
2

Урок-диалог
Урок-практикум

2

Примечания

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Коллективная игра-исследование.
Коллективная игра-исследование.
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Семинар.
Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.
Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных
исследований)
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных
исследований)
Защита собственных исследований.
Защита собственных исследований.
Итоговое занятие.
Итого

2
2
2

Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-практикум

2

уроки -консультации

2
2
2
2

Урок- итоговая игра
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-практикум

2

Урок-практикум

2
2
2
68ч.

Урок-практикум
Урок-практикум
Урок-диалог

ІІІ. Перечень объектов и средств материально - технического обеспечения
№

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Библиотечный фонд.
1.

По теме проекта

КОЛИЧЕСТВО.

1
Печатные пособия.

1.

По теме проета
Технические средства обучения.

1.

Интерактивная доска.

1

2.

Мультимедийный комплекс.

1

3.

Принтер.

1

4.

Сканер.

1

5.

Документ-камера.
Экранно-звуковые пособия.

1.

Презентации к занятиям.
Игры и игрушки.

1.

Наборы цветной бумаги, картона.

2.

Пластилин.

3.

Ножницы, клей.
Оборудование класса.

1.

Учительский стол, стул.

2.

Ученические столы, стулья.

3.

Доски для размещения образцов изделий и готовых

1

2

поделок.
4.

Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.

2

10. Учебно – методическая литература для учителя.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные
пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что
способствует лучшему усвоению знаний.
1. Учебно-методическое обеспечение.
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для
учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом
«Федоров» г. Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва
2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград:
Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».