Программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Чтение с увлечением» разработана на
основе авторской программы Буряк М.В., Карышевой Е.Н., в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта и
учебным планом МКОУ «Тиличикская средняя школа». Имеет общекультурную
направленность.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: способствует
расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения
и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию
ученика читателя. Введение курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а
также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому
знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы.
Цель курса: организация самостоятельного чтения младших школьников.
Задачи курса:
- Совершенствование навыка чтения обучающихс;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
- знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами,
темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества
известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших
школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках
литературного чтения.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что
в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие
включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского
кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь,
сопереживание, жалость, доброта и т.д.

Ожидаемые результат:
учащиеся научатся:
- определять жанр произведения;
- восстанавливать порядок плана;
- отвечать на вопросы теста;
- определять смысл пословиц;
- давать характеристику герою, определять его качества характера;
- анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие
действия являются положительными, какие отрицательными;
- определять главную мысль произведения;
- определять тему и содержание произведения;
- описывать героя, используя слова для справок;
- последовательно рассуждать, доказывать;
- контролировать свою деятельность;
- оценивать свою работу на занятии.
Курс представлен 1 -4 классах в объёме 135 часов.
Соответственно :
-в 1 классах при 33 учебных неделях 66 часов в год, по 2 часа в неделю;
-во 2-4 классах при 34 учебных неделях 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

1.
2.
3.
4.

Учебники:
Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Чтение с увлечением. По дорогам сказок. 1 класс.
Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Чтение с увлечением. Удивительный мир природы.
2 класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Чтение с увлечением. По страницам добрых книг. 3
класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории. 4
класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств её осуществления;
• овладевать способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Учащийся сможет научиться:
• учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
• овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
установления причинно-следственных связей,
• построения рассуждений;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
• использовать речевые средства для решения познавательных задач;
Учащийся сможет научиться:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
• слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
• осознавать построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• слушать и понимать речь других;
Учащийся сможет научится:

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);
• сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Личностными результатами изучения курса в 1 классе являются:
• формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного
народного творчества;
• развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания.

2 класс
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств её осуществления;
• овладевать способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
• учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
• овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
• активно использовать речевые средства для решения познавательных задач;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учащийся сможет научиться:

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
• слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• осознавать построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
Учащийся сможет научиться:
• работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
• сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Личностными результатами изучения курса во 2 классе являются:
• формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения
природоведческого характера;
• развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания.
3 класс
Регулятивные УУД:
Учащийся научится
• принимать установленные правила работы с текстом;
• соотносить внешнюю оценку и самооценку;
Учащийся сможет научиться:
• работать с дополнительной литературой во внеурочное время;
• адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;

Познавательные УУД:
Учащийся научится:
• определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
• самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
• понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения,
формулировать выводы;
• проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся сможет научиться:
• участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
• создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
• принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
• использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.
Учащийся сможет научиться:
• выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных
произведениях;
• уважать мнение собеседников.
Личностными результатами изучения курса в 3 классе являются:
• проявление интереса к содержанию художественных произведений;
• эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных
произведений различных жанров и форм;
• интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями
литературных произведений;
• умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой
деятельности.
4 класс
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
• произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое
отношение к прочитанному;
• оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной
деятельности.
Учащийся сможет научиться:
• самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы
выполнения;

• строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
• осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
Учащийся сможет научиться:
• проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих)
задач,
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
• использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и
впечатлений;
• учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений
искусства;
• принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
• контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
• пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.
Учащийся сможет научиться научиться:
• проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
• воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
• выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных
произведениях;
• сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных
проектах;
Личностными результатами изучения курса в 4 классе являются:
• устойчивое положительное отношение к литературному чтению;
• осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла
собственных поступков и поступков других людей;
• этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального
поведения;
• формирование устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как
средстве познания мира и самопознания;

• осознание значимости литературы в жизни современного человека и
понимания роли литературы в собственной жизни;

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Сказки о животных ( 18ч)
1
Русская народная сказка « Колобок».
2
2
Русская народная сказка « Лиса и журавль».
2
3
Русская народная сказка « Теремок».
2
4
Русская народная сказка « Рукавичка»
2
5
Русская народная сказка « Лисичка со скалочкой»
2
6
Русская народная сказка « Лиса и кувшин».
2
7
Русская народная сказка « Журавль и цапля».
2
8
Русская народная сказка « Заюшкина избушка».
2
9
Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко».
2
10
Русская народная сказка « Снегурочка и лиса».
2
11
Русская народная сказка « Волки семеро козлят».
2
12
Русская народная сказка « Три медведя».
2
13
Русская народная сказка « Петушок – золотой гребешок».
2
14
Русская народная сказка « Лиса и волк».
2
15
Русская народная сказка « Жихарка».
2
16
Русская народная сказка « Медведь и лиса».
2
17
Русская народная сказка « Бычок – смоляной бочок».
2
18
Русская народная сказка « Мужик и медведь».
2
Бытовые сказки ( 3ч)
19
Русская народная сказка « У страха глаза велики».
2
20
Русская народная сказка « Морозко».
2
21
Русская народная сказка « Пастушья дудочка».
2
Волшебные сказки ( 11ч)
22
Русская народная сказка « Репка».
2
23
Русская народная сказка « Петушок и жерновцы».
2
24
Русская народная сказка « Скатерть, баранчик и сума».
2
25
Русская народная сказка « Несмеяна – царевна».
2
26
Русская народная сказка « Гуси- лебеди».
2
27
Русская народная сказка « Маша и медведь».
2
28
Русская народная сказка « Сестрица Алёнушка и братец
2
Иванушка».
29
Русская народная сказка « Мальчик с пальчик».
2
30
Русская народная сказка « Белая уточка».
2
31
Русская народная сказка « Самое дорогое».
2
32
Русская народная сказка « Крошечка – Хаврошечка».
2

33

Итоговое занятие

2
Итого 66

2 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Название темы

Кол-во
часов

В. Бианки « Музыкант»
В. Бианки « Лесной Колобок – Колючий Бок»
Н. Сладков « Непослушные малыши»
Н. Сладков « Трясогузкины письма»
Н. Сладков « Топик и Катя»
В. Бианки « Подкидыш»
Н. Сладков « Осень на пороге»
В. Бианки « Теремок»
Е. Чарушин « Друзья»
М. Пришвин « Ёж»
Е. Чарушин « Что за зверь?
М. Пришвин « Этажи леса»
Е. Чарушин « Волчишко»
М. Пришвин « Охота за бабочкой»
Е. Чарушин « Кошка Маруська»
М. Пришвин « Хромка»
Э. Шим « Неслышные голоса»
Э. Шим « Молчком-то лучше»
Н. Сладков « Кто в моём доме живёт?»
Г. Скребицкий « Белая шубка»
Э. Шим « Медведь – рыболов»
Г. Скребицкий « Длинноносые рыболовы»
Э. Шим « Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»
Г. Скребицкий « Сказка о весне»
Н. Сладков « Кто такой?»
Г. Скребицкий « Длиннохвостые разбойники»
В. Бианки « Заяц, косач, медведь и весна»
Е. Чарушин « Болтливая сорока»
Э. Шим « Заячье семейство»
Н. Сладков « Лиса – плясунья»
Г. Скребцкий « « Пушок»
В. Бианки « Плавунчик»
Г. Скребицкий « Дружба»
Итоговое занятие

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
итого 68

3 класс
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1.

В. Осеева «Отомстила»

2

2.

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

2

3.

Е. Пермяк «Чужая калитка»

2

4.

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

2

5.

Н. Артюхова «Подружки»

2

6.

Н. Носов «Леденец»

2

7.

А. Гайдар «Совесть»

2

8.

М. Зощенко «Трусишка Вася»

2

9.

Н. Носов «Про репку»

2

10.

В. Осеева «Почему?»

2

11.

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

2

12.

Н. Носов «Карасик»

2

13.

Н. Артюхова «Три копухи»

2

14.

Н. Артюхова «Камень»

2

15.

Е. Пермяк «Надёжный человек»

2

16.

Н. Носов «Клякса»

2

17.

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

2

18.

Н Артюхова «Строгая бабушка»

2

19.

Е. Пермяк «Обманное озеро»

2

20.

Л. Воронкова «Ласковое слово»

2

21.

Н. Артюхова «Большая берёза»

2

22.

В. Осеева «Волшебная иголочка»

2

23.

Н. Носов «Прятки»

2

24.

Н. Артюхова «Мяу»

2

25.

Е. Пермяк «Славка

2

26.

Н. Артюхова «Фарфоровые шаги»

2

27.

Н. Носов «Замазка»

2

28.

Н. Артюхова «Совесть заговорила»

2

29.

Н. Артюхова «Кролик и репутация»

2

30.

М. Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок»

2

31.

М. Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать»

2

32.

Н. Артюхова «Новые соседи»

2

33.

Н. Носов «Про тигра»

2

34.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

68ч
4 класс
Тема урока

Наша Родина Россия. Государственные символы России
Олег Тихомиров «Александр Невский»
Георгий Шторм «На поле Куликовом»
Кирилл Кочегаров «Минин и Пожарский»
Сергей Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и
восставшем народе»
Сергей Алексеев «Рассказы о Петре I и его времени»
Анатолий Митяев «Сражение при Гангуте»
Анатолий Митяев «Адмирал Ушаков»
Сергей Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
Сергей Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»
Анатолий Митяев «Адмирал Нахимов»
Сергей Алексеев «Брестская крепость»
Сергей Алексеев «Они защищали Москву»
Альберт Цессарский «Операция «Мост»
Юрий Стрехнин «Крепость черноморцев»
Юрий Стрехнин «Город отважных»
Владимир Богомолов «За оборону Сталинграда»
Александр Насибов «За оборону Кавказа»
Михаил Лободин «За оборону Ленинграда»
Анатолий Митяев «В холодном море»

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Евгений Воробьёв «Тринадцатый лыжник»
Александр Шишов «Лесная девочка»
Валерий Воскобойников «В городе на Каме»
Анатолий Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные
снаряды»
Лев Кассиль «Плот Алексея Андреевича»
Сергей Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка»
Борис Лавренёв «Разведчик Вихров»
Евгений Воробьёв «Последние выстрелы»
Владимир Даненбург «Весенняя музыка Вены»
Владимир Даненбург «Чтоб всегда было солнце»
Сергей Алексеев «Последний штурм»
Дмитрий Дажин «За освобождение Праги»
Юрий Нагибин «Рассказы о Гагарине»
Итоговое занятие
Итого 68

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».