10-11 классы "Основы финансовой грамотности"

1

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенности курса
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение. В наше время многие
оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны
права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во
взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками,
инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.
Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и
приобретают соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут
действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические обоснования принимаемого решения,
а на опыт родителей, друзей, знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы,
собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют
элементарными знаниями финансовой грамотности.
Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая область, которая сегодня вбирает в себя
все последние достижения научно-технического прогресса, не исключение. В такой ситуации главное – не просто научить
старшеклассника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать
метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых
задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование
ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое
поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.
Курс «Финансовая грамотность, социально-экономический профиль» рассчитан на изучение в течение одного учебного
года (в 10 или 11 классе), по одному занятию в неделю. Он может изучаться как в профильных социально-экономических
классах, так и в обычных классах, если у учащихся есть желание более глубоко освоить финансовую грамотность. По
сравнению с базовым уровнем предложенный курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих
экономических процессов с привлечением экономической теории для объяснения механизма тех или иных финансовых
явлений. Курс выполняет и важную профориентационную функцию. В процессе его освоения учащимся, как потребителям
финансовых услуг, даётся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую
сферу с точки зрения профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот
подход реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием собственного бизнеса.
Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме. Связующим
внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов
обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой
задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с
3

которыми сталкивается каждый человек в своей повседневно жизни. В рамках реализации профильной составляющей,
помимо задач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономического содержания.
Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами
школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития и становления финансовых институтов,
историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом,
поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой
грамотности. В каждом занятии материалов для учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практикоориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативноправовыми актами.
Курс финансовой грамотности рассматривается и как составная часть таких предметов, как «Экономика» и
«Обществознание», особенно при изучении модулей по налогам и пенсиям. Именно налоговая и пенсионная системы
находятся в зависимости от политической и социальной сферы жизни общества. Во всех модулях курса отрабатываются
задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел
«Экономика»). В рабочей тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка
которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это позволяет сформировать
необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена. Задания, связанные по тематике с финансовой
грамотностью, имеются также в ЕГЭ по математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным
именно в 11 классе. И наоборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку получить наиболее
полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их
реальной стоимости (в длительной перспективе). Данное обстоятельство актуализирует математические знанияи делает их
практически полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении валютного
рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран также устанавливаются межпредметные связи с
экономической географией.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной
социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества, профориентации в
экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической
действительности.
Цели и планируемые результаты.
Цели обучения: формирование финансовой грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний
устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические
финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения
финансового благополучия.
4

Планируемые результаты обучения.
Требования к личностным результатам освоения курса:
❖ сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в
сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
❖ сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых
институтах, процессах и услугах;
❖ понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их
практического осуществления;
❖ понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным)результатам освоения курса:
владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:
❖ анализировать практическую задачу в сфере финансов;
❖ ставить цели финансовой деятельности;
❖ планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
❖ предлагать варианты решения финансовой задачи;
❖ оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор;
владение коммуникативными компетенциями:
❖ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
❖ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
❖ владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего расчёт
безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика и др.);
❖ владение умением осуществлять рефлексию своей учебной практической деятельности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
❖ владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование,
страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по
налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный
предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски);
владение знаниями
❖ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах
инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
❖ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом
рынке, и особенностях инвестирования в них;
❖ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных
налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
5

❖ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах
формирования будущей пенсии;
❖ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса
и источниках его финансирования;
❖ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых
мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
❖ o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
Более подробно планируемые результаты обучения представлены в разделе «Содержание образования (перечень
дидактических единиц)» данной учебной программы.

Структура курса.
Курс финансовой грамотности в 10–11 классах социально-экономического профиля состоит из вводного занятия, шести
модулей, содержащих по нескольку занятий, и итогового занятия. Каждое занятие по теме модуля содержит как
теоретический материал, так и практические задания, которые позволят закрепить полученные знания и сформировать
практические умения в финансовой сфере.
Каждый из шести модулей посвящён отдельной сфере финансовых отношений и имеет содержательно законченный
вид. В конце модуля предлагается занятие для выполнения теста и решения практических задач, материалы для которого
представлены в рабочей тетради. В предлагаемой рабочей программе и других компонентах УМК модули расположены в
определённой последовательности, однако учитель может планировать изучение модулей в удобной для него
последовательности – в зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин.
В тематическом плане курса указано минимальное количество часов, необходимое для освоения каждого модуля, общее
количество часов для всего курса, а также темы занятий и формы их проведения.1

6

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8
9

11
12
13

1
2
3

14

4

15
16
17
18
19

1
2
3
4
5

20

1

5

6

7

7

Коммуникативный
семинар
Проблемный
семинар

4

Практикум

3

Ведение в курс «Основы финансовой грамотности».
1
Модуль I. Банки: чем они могут быть полезны в жизни (9 ч.).
Что такое банк и чем он может быть полезен.
1
*
Какие бывают банковские вклады и каковы их условия.
1
От чего зависят ставки по вкладам.
1
Как выбрать вклад и оформить документы
1
Что такое кредит и как оценить его условия
1
Как понять, сможете ли вы выплатить кредит
1
Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду
1
*
Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями
1
*
Итоговые задания к модулю «Банки: чем они могут быть полезны в жизни»
1
Модуль II. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов (4 ч.).
Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают
1
*
Как можно торговать ценными бумагами
1
Как заработать на фондовом и валютном рынках
1
*
Итоговые задания к модулю «Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
1
доходов»
Модуль III. Налоги: почему их надо платить (5 ч.)
Какие бывают налоги и зачем они нужны.
1
*
Как платить налоги.
1
Что такое налоговый вычет и как его получить.
1
Какова ответственность за неуплату налогов.
1
Итоговые задания к модулю «Налоги: почему их надо платить».
1
Модуль IV. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 ч.).
Что такое пенсия и кому она положена.
1
*

8

9

Всего

1

Занятие контроля

2

Кол-во
часов на
изучение
мат-ла

Игра

1

1

Наименование раздела

Лекция, лекция
беседа

№ п/п

№ п.п. уроков

Из них:

10

11

12

*

1

*

1
1
1
1
1
1
1
1
1

*
*
*
*

*
*
*
*

*
*

*

*
*
*

*
*
*
*
*

*
*

*

*
*

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

21
22
23

2
3
4

24
25
26
27, 28
29

1
2
3
4
5

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить.
1
Как выбрать программу пенсионного накопления.
1
Итоговые задания к модулю «Обеспеченная старость: возможности».
1
Модуль V. Собственный бизнес: как создать и не потерять (6 ч.).
Как создать успешный стартап.
1
Как разработать реальный бизнес-план.
1
Кто может помочь в создании стартапа.
1
Игра «Создаём свой бизнес»
2
Итоговые задания к модулю
1

30
31
32
33

1
2
3
4

Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды
Как управлять инвестиционными рисками
Итоговые задания к модулю «Риски в мире денег: как защититься от разорения»

34, 35
Итого

2

Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа)

*
*
*
*
*

*

1
1
1

*

1
1
1
2
1

*

1
1
1
1

*
*

*
*
*
*

*

Модуль VI. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4 ч.)
1
1
1
1

*
*
*
*

*
*
*

Подведение итогов (2 ч.)
2
35

*

*

2
35

В качестве итоговых или дополнительных занятий можно провести учебные игры «Консультационный центр по финансовой
грамотности» и «Не в деньгах счастье», сценарии которых приводятся в методических рекомендациях для учителя к данному
УМК.
Для проведения дополнительных занятий также можно использовать материалы учебно-методического комплекта по модулю
«Страхование» (для обучающихся в 10–11 классах и учреждениях СПО, воспитанников детских домов и учащихся школинтернатов), который размещён в электронном виде на сайте НИУ «Высшая школа экономики» (https://fmc.hse.ru/insurance). В
модуле «Страхование» рассматриваются четыре темы: «Риски и страхование: что это такое», «Виды
страхования», «Как выбрать страховую компанию», «Как грамотно заключить договор страхования и защитить свои права».
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ).
Курс «Финансовая грамотность» имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную составляющую.
Предметное содержание включает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, умение рассчитать реальный
банковский процент). Метапредметное содержание включает метапредметные умения – такие, которые используются для решения
не только конкретной узкой задачи, но и целого класса задач или подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение
планировать достижение финансовых целей).
8

Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельностный характер, поэтому в структуре дидактических единиц
выделяются понятия и знания, сопредельные изучаемым по какой-либо теме, личностные характеристики и установки,
отражающие надпредметный компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все эти
компоненты намеренно отнесены не к отдельной теме, а ко всему модулю. Поскольку мы говорим о деятельностном подходе,
предполагающем в первую очередь освоение способа деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определения
понятий, то обучение строится вокруг проблемы, а не понятия. Это означает, что все понятия, знания и умения возникают по
сопричастности с освоением умения решать определённый круг финансовых проблем, т. е. эти компоненты актуальны и
необходимы в той мере, чтобы решить означенные в модуле финансовые проблемы.
Понятия при изучении финансовой грамотности необходимы в той мере, чтобы понимать, как именно устроена финансовая
сфера вообще и конкретные финансовые институты в частности. Освоение понятия означает, что учащийся может установить
связь между понятием и реальностью, которую оно отражает, «увидеть» эту реальность, связать её с другими элементами.
Знания позволяют учащимся полнее характеризовать финансовую реальность. Они имеют следующую структуру: признаки,
функции и характеристики каких-либо финансовых объектов или процессов, описание особенностей устройства этих объектов и
процессов в реальности (например, в России или в мире).
Личностные характеристики и установки отражают ценностную составляющую финансовой грамотности. Учитель не
должен привязывать учащихся к конкретным идеологическим установкам в сфере финансов. Задача учителя – создать поле для
определения собственной позиции учащегося, для формирования его отношения. Общей, конечно, должна стать установка на
самостоятельность в принятии решений, на стремление к изучению финансовой проблемы со всех сторон, на анализ и оценку
различных вариантов ее решения. У учащихся должно быть сформировано понимание не только свободы в принятии решений, но
и личной ответственности за взятые на себя обязательства.
Умениями в дидактических единицах называются исключительно предметные умения, необходимые для осуществления
простейших операций в сфере финансов.
Компетенции – это способность учащегося использовать усвоенные знания и навыки, а также способы деятельности в
ситуациях, когда необходимо решать теоретические и практические финансовые задачи. Особенностью компетенций является их
обобщённый характер. Это означает, что если учащийся овладел компетенцией на занятии, то он может применить её и в другой
ситуации.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие.
Личностные характеристики и установки:
• понимание последствий принятия безграмотных финансовых решений;
• понимание необходимости действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми организациями;
• понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и семьи.
Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения финансовых и других последствий.
9

МОДУЛЬ I. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ.
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих
банков, пассивные и активные операции банка, кредитор, заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, номинальный и
реальный процент, простой и сложный процент, банковская карта, банкомат;
• вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство
по страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на предъявителя), сберегательный сертификат;
• кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит, договор залога, образовательный кредит,
потребительский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный платёж, обеспечение кредита, полная стоимость
кредита, недвижимость, ипотека, первоначальный взнос;
• управление благосостоянием, инвестирование, программы инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги,
брокер, портфель инвестиций.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа функционирования любого банка, сути банковских вкладов, зависимости доходности по
вкладам от многих условий, связи процентной ставки по вкладу и инфляции;
• понимание различий между дебетовой и кредитной картой;
• понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возникновения дополнительной финансовой
нагрузки при взятии кредита;
• понимание финансовой ответственности при взятии ипотечного кредита и последствий, к которым может привести
неисполнение своих кредитных обязательств;
• знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски.
Умения:
• различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по
вкладу с уровнем инфляции;
• рассчитывать реальный банковский процент, простой и сложный процент;
• читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры;
• виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кредита;
• рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае
досрочного погашения, пользоваться кредитным калькулятором и калькулятором вкладов;
• рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные сроки;
• рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;
• пользоваться банкоматом;
10

• находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования;
• находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и
интерпретировать информацию о рейтинге банков.
Компетенции:
• оценка надёжности банка, сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью
решения своих финансовых задач;
• поиск видов вкладов и анализ вариантов решения задачи по выбору конкретного вклада в конкретном банке;
• сравнение и оценка условий кредита;
• оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор подходящего варианта;
• пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, в целях повышения
благосостояния семьи;
• принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ.
Базовые понятия и знания:
• фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая биржа, субъекты (участники)
фондового рынка и суть их деятельности;
• различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации, эмиссия ценных бумаг;
• возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила выбора профессионального агента,
депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер;
• прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей, виды инвесторов;
• обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex.
Личностные характеристики и установки:
• понимание утверждения, что деньги могут работать и приносить доход;
• понимание рискованности операций на фондовом рынке и условия, что их осуществление требует знания
устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений;
• понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.
Умения:
• искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;
• различать виды ценных бумаг;
• сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при известных показателях);
• рассчитывать курс валют.
Компетенции:
11

• оценка необходимости использования ценных бумаг как финансового инструмента в зависимости от жизненных
обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;
• выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценка степени риска в
приобретении конкретного инвестиционного продукта;
• выбор агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке;
• критическое отношение к рекламным предложениям об участии в деятельности фондового рынка;
• критическое отношение к рекламным предложениям инвестиционных фондов.
МОДУЛЬ III. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ.
Базовые понятия и знания:
• налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для взимания налогов с граждан и фирм
в России, общие принципы работы налоговой службы, налоговые органы;
• основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на налоговый учёт, ИНН,
получение ИНН;
• налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать;
• налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;
• пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
Личностные характеристики и установки:
• понимание необходимости уплаты налогов, а также своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
• понимание целей и задач налоговой политики государства;
• понимание различий между налогами, пошлинами и сборами;
• понимание механизма налогового вычета;
• понимание ответственности за неуплату налогов.
Умения:
• рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;
• информацию о местоположении инспекции ФНС;
• заполнять налоговую декларацию;
• рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять размер налогового вычета;
• получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте
государственных услуг;
• рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов.
Компетенции:
• оценка приобретаемых вещей и дохода с точки зрения налогового бремени;
12

• взаимодействие с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых
вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов;
• быстрое реагирование на изменения налогового законодательства (по общим вопросам) и определение своего
поведения в соответствии с законодательными изменениями.
МОДУЛЬ IV. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
• пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал, страховой стаж, виды пенсий и условия
их получения, пенсионные баллы, свидетельство обязательного пенсионного накопления;
• существующие программы пенсионного накопления;
• негосударственный пенсионный фонд;
• способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от инвестирования.
Личностные характеристики и установки:
• понимание различий видов пенсий и оснований их получения;
• понимание условий, от которых зависит размер пенсии;
• понимание важности формирования пенсионных накоплений в России;
• понимание существования риска участия в различных пенсионных программах;
Умения:
• находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других
интернет-ресурсах;
• рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР;
• рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе софинансирования пенсии;
• рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала.
Компетенции:
• долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом пенсионных накоплений;
• поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставление различных предложений по формированию
пенсионных накоплений и поиск оптимального варианта;
• критическое отношение к рекламным предложениям об увеличении будущей пенсии.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
Базовые понятия и знания:
• бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап, дееспособность, правила создания
нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза;
13

• условия, при которых можно стать стартапером;
• юридическая помощь в случае открытия собственного дела;
• государственные, региональные и городские программы, направленные на поддержку молодых предпринимателей.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сложностей в процессе создания бизнеса, необходимости огромного труда и постоянного
самообразования для развития бизнеса;
• понимание рискованности занятия бизнесом и возможностипотерпеть неудачу;
• понимание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;
• понимание возможности получения материальной помощи при создании бизнеса и основного условия её оказания
(чем больше размер полученной помощи, тем большей долей прибыли придётся делиться с тем, кто оказывал эту помощь).
Умения:
• находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса;
• составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль;
• находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах.
Компетенции:
• нахождение идеи для собственного дела;
• оценка различных юридических форм ведения бизнеса и выбор наиболее подходящей формы для конкретного
бизнеса;
• создание нестандартных решений для бизнеса;
• оценка предложений по созданию и ведению бизнеса;
• планирование ведения бизнеса и изменение бизнес-плана в связи с меняющимися условиями.
МОДУЛЬ VI. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
• финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды;
• портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный портфель;
• финансовые риски в современной российской действительности;
• куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и
др.);
• меры ответственности государства в случае финансового мошенничества.
Личностные характеристики и установки:
• понимание наличия финансовых рисков в современной экономической ситуации;
14

• понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных
жизненных ситуаций;
• понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте;
• понимание зависимости доходности от степени риска инвестиционных продуктов;
• понимание основных принципов устройства финансовых пирамид и осознания опасности участия в них.
Умения:
• читать (понимать) декларацию о рисках;
• защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.);
• находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную
информацию из различных источников.
Компетенции:
• диагностирование финансового риска (потенциального или реального) и оценка степени финансового риска;
• оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования;
• соотнесение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций;
• распознавание финансовой пирамиды;
• критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников о возможности дополнительного
заработка и вложения денег.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
• Проверяются освоенные знания и умения, а также сформированность
старшеклассников за весь период изучения курса финансовой грамотности.

финансовых

компетенций

у

IV. Формы и методы организации учебной деятельности
В ходе организации учебной деятельности используют следующие формы занятий.
Лекция. Эту форму занятий целесообразно использовать в начале изучения большого блока учебного материала. В ходе
лекции педагог передаёт новую систематизированную информацию, знакомит с новыми понятиями, раскрывает связи с другими
предметами. Основная задача учителя в ходе лекции – сфокусировать внимание учащихся на проблемах, с которыми они будут
иметь дело в будущем или уже сталкиваются, и объяснить, к чему может привести незнание элементарных основ финансовой
грамотности. Лекция для старшеклассников по финансовой грамотности отличается от лекции в классическом понимании, она
носит характер лекции-беседы, во время которой учитель вступает в диалог с учащимися, обсуждает актуальные для них вопросы.
Основное отличие лекции-беседы от других форм занятий – большая информативность и активная позиция обучающихся.
15

Если у образовательной организации есть возможность, для проведения лекции могут быть приглашены различные
специалисты: преподаватели вузов, банковские работники, специалисты пенсионного фонда, налоговой службы, бизнесмены и др.
Кроме того, на занятии можно организовать показ видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов.
Практикум. Практическое занятие является связующим звеном между лекционным курсом и применением его положений в
реальной жизненной ситуации. Практикум направлен на формирование умений и компетенций учащихся, проверку уровня
усвоения материала. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения
заданий, осуществления поисковой деятельности и др. Помимо этого, в ходе практического занятия осуществляется поисковоисследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Практикум может проходить
в форме индивидуальной и групповой работы.
Таким образом, в ходе практикума могут быть использованы следующие виды учебной деятельности:
• решение учебных и практических задач;
• поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
• поиск и анализ правовых документов по теме;
• поиск решения кейсов;
• проведение мини-исследований;
• поиск информации для написания мини-сочинений;
• решение финансовых кроссвордов.
Проблемный семинар. Основная задача занятия – определить суть решаемой проблемы (что именно необходимо знать для
решения практических задач определённого типа) и спланировать изучение данного материала. Главное – научить учащихся
ставить цели в финансовой сфере и планировать их достижение.
Занятие проходит в четыре этапа.
1. Представление учебного материала.
2. Постановка практической финансовой задачи.
3. Постановка учебной задачи.
4. Планирование решения учебной и практической задач.
Коммуникативный семинар. Назначение этой формы занятий – обсуждение каких-либо сложных проблем, связанных с
поведением в сфере финансов, формулирование и высказывание учащимися собственного мнения. Структура семинара для 10–11
классов выглядит следующим образом.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение и выработка единого решения.
В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:
• «Разработка оптимального варианта решения вопроса о приобретении жилья в кредит»;
16

•
•
•
•

Насколько активно современный человек может участвовать в деятельности фондового рынка?»;
«Нужно ли копить на пенсию?»;
«Легко ли создать свой бизнес сегодня?»;
«Как избежать мошенничества в сфере финансов?».
Игра. Эта форма организации учебной деятельности заключается в моделировании жизненной ситуации, связанной с
принятием финансового решения. В процессе игры старшеклассники учатся применять на практике полученные знания. Цель игры
– выработка правильной модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:
• «Берём кредит»;
• «Открываем вклад в банке»;
• «Оформляем ипотеку»;
• «Фондовый рынок»;
• «Оформляем налоговую декларацию»;
• «Получаем налоговый вычет»;
• «Создаём собственный бизнес»;
• «Стартап»;
• «Мой портфель инвестиций»;
• «Осторожно: финансовые мошенники».
Презентация учебных достижений. Назначение этой формы занятий – проверка освоенных знаний и умений и при
необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционной форме, так и в интерактивной:
• письменная мониторинговая работа (включающая задания по проверке теории и метапредметных умений);
• устный опрос;
• викторина;
• конкурс;
• творческий отчёт;
• защита проекта;
• защита исследовательской работы;
• написание эссе;
• решение кейсов;
• выполнение тестовых заданий;
• решение практических задач;
• выполнение тематических заданий.
В ходе преподавания курса учителем могут быть использованы и другие формы обучения.
17

Изучение каждого модуля имеет свою специфику и соответствующие способы достижения результатов. Модуль
«Банки: чем они могут быть полезны в жизни» самый большой. Это обусловлено тем, что именно с банками обычные граждане
чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни. Поэтому в обучении используют в основном деятельностную схему
решения больших практических задач: постановка практической задачи → постановка учебной задачи → решение учебной задачи
→ решение практической задачи → рефлексия. При изучении данного модуля важно сформировать у учащихся компетенцию
«Решение практических задач на основе выявления и оценки выбора банковских услуг и продуктов и соотнесение их с условиями
задачи». Предлагаются задачи по выбору вклада, кредита, банковской карты для конкретных жизненных обстоятельств.
Организуют фронтальную и групповую работу для достижения педагогических целей.
Модуль «Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов» ориентирован на более глубокое изучение
финансовых проблем. Данная тематика выходит за пределы простейшей экономической грамотности и направлена на
профессиональную ориентацию учащихся. Изучение этого модуля во многом организуют за счёт имитационно-ролевой игры, где
учащиеся включаются в практическую, хоть и смоделированную реальность и применяют освоенные теоретические знания на
практике.
Модуль «Налоги: почему их надо платить» имеет большой практический потенциал. Это обусловлено тем, что каждый
человек имеет доходы и (или) имущество, облагаемые налогами. Поэтому в данном случае используют методы отработки
практических умений, необходимых для взаимодействия с налоговыми органами, через решение практических задач. На
практических занятиях по этому модулю чаще всего организуют индивидуальную работу учащихся.
Модуль «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» может показаться для учащихся неактуальным, так
как вряд ли кто-то из них сегодня задумывается о своей будущей пенсии. Поэтому на занятиях нужно ввести учащихся в проблему,
показать долгосрочный эффект их финансового поведения относительно заботы о своей будущей пенсии. На занятиях по этому
модулю организуют фронтальную работу учащихся.
Модуль «Собственный бизнес: как создать и не потерять» ориентирован на то, чтобы учащиеся могли попробовать себя в
деле создания бизнеса, хотя бы в игровой ситуации, и оценить свои личностные качества, интеллектуальные возможности для
занятия самостоятельной ответственной деятельностью. На занятиях используют игровые элементы обучения, также организуют
групповую и индивидуальную работу учащихся.
В модуле «Риски в мире денег: как защититься от разорения» риски рассматривают с двух сторон: возникающие у
потребителя финансовых услуг в повседневной жизни и возникающие у активного пользователя финансовыми институтами для
формирования инвестиций. Поэтому работу учащихся организуют, с одной стороны, в форме обсуждения проблем в классе и
группе, а с другой – в форме включения учащихся в решение практических задач личностного характера.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Оценка образовательных достижений учащихся должна быть максимально объективной. Объективность оценки
обеспечивается благодаря критериальному подходу. Это означает, что учитель оценивает результаты учебной деятельности
V.

18

школьников на основе определённых критериев. Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от
другого. В ходе обучения ученики будут осуществлять различные виды деятельности; следовательно, для оценивания результатов
каждого из этих видов должны применяться различные критерии оценки. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям
будет оцениваться их работа на занятиях, поэтому учитель должен познакомить учащихся с критериями оценки до начала работы.
Далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика
проведения оценки.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем таких видов контроля,
как текущий, промежуточный и итоговый. Текущий мониторинг (на семинарских и практических занятиях) проверяет
конструктивность работы учащегося на занятии, степень его активности в решении практических задач, а также в групповом и
общем обсуждении. Промежуточный мониторинг (в конце изучения блок-модуля) проверяет степень освоения знаний, предметных
и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном блок-модуле. Важнейшая задача – выявить у
учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам.
Итоговый мониторинг (по результатам изучения целого курса) проверяет предметные, личностные и интеллектуальные
результаты освоения курса. Он может проводиться в форме итоговой проверочной, включающей различные типы заданий, а также
в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию, в которой
учащийся может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения.
Оценочный лист учебных достижений по модулю.
Ф.И.О. ………………..

Модуль: ……………………………………………………………………………
Текущий мониторинг
Промежуточный мониторинг

Дата
Отметка

Итоговый оценочный лист
Общая итоговая
отметка

Результаты промежуточного контроля по каждому модулю
№ модуля
Дата
Отметка
Прим.

1

2

3

4

Типы заданий для оценивания результатов обучения

19

5

6

Тестовые задания – проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений по данному модулю; могут
формулироваться в виде вопроса с выбором одного правильного ответа из 4 вариантов, вопроса с выбором нескольких правильных
ответов (из 6–8 вариантов), в виде заданий с кратким (открытым) ответом, а также в виде вопроса, требующего развёрнутого
ответа.
Пример тестового задания с выбором одного правильного ответа
Кредитная организация, которая на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка осуществляет банковские
операции, – это:
а) фондовая биржа;
б) коммерческий банк;
в) депонент;
г) страховая компания.
Пример тестового задания с кратким ответом.
Запишите слова, пропущенные в таблице.
Виды цен на ценные бумаги
………………………………….
цена
Цена, указанная на лицевой
стороне акции

Эмиссионная
цена

Рыночная
цена

………………………………….
цена

Цена акции на
Уставной капитал компании,
Цена акции, указанная при её
………………………………….. поделённый на количество
…………………………………..
рынке
выпущенных ею акций

Практические задачи – проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности;
формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых
учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.
Пример практической задачи
Представим, что вам нужен кредит на сумму 100 тыс. руб. Банк А предлагает вам кредит под 20% в год, банк Б – под 2% в
месяц, банк В насчитал вам переплату 25 тыс. руб. Дополнительные комиссии и сборы отсутствуют. В каком банке вы возьмете
кредит? Ответ поясните.

20

Написание эссе – используется, как правило, для организации индивидуального обучения, так как тему мини-сочинения
ученик может выбрать сам из списка предложенных; также эту форму заданий предлагают ученикам, способным к глубокому
пониманию финансовой тематики.
Примеры тем для написания эссе
«Получается, что наши деньги отданы на милость кредитным операциям банков, которые дают в долг не деньги, а лишь
обещания выплатить деньги, которых у них нет». (И. Фишер)
«Банк – это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». (Р. Фрост)
«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие
от них, может сам печатать нужные ему деньги». (К. Гепперт и К. Пат)
Оценка решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи.
Объектом оценки будет письменная работа с представленным алгоритмом решения задачи. Критерии оценки следующие:
• формулирование целей и условий, в которых решается задача;
• определение (выявление в результате поиска) вариантов решения практической задачи и их анализ;
• обоснование итогового выбора.
Ученики заранее знакомятся с критериями оценки решения практических задач и описанием, как следует оформлять решение
этих задач.
Отметка

Критерии
1

Формулирование
условий

целей

и

Выявление
решения задачи

вариантов

Оценка
оптимального
варианта решения задачи

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

2

3

4

5

Цель
сформулирована
нечётко или выделены не все
условия

Цель сформулирована
размыто, или не поставлена
вообще, или отсутствует
описание условий, в которых
решается задача

В
результате
поисковой
деятельности
выявлены
не все возможные варианты

Выбор сделан спонтанно,
без обращения к различным
источникам

Не осуществлено

В ходе оценки вариантов
решения ученик частично
использует научное знание,
больше опирается не на новое
знание, а на опыт или
традиции и стереотипы

Учащийся
при
оценке
практически не опирается
на новое знание, описанное в
учебном пособии

Не осуществлено

Адекватно сформулированы
цели
Деятельности и определены
условия,
в
которых
необходимо решать задачу
В
результате
поисковой
деятельности
выявлены
и описаны варианты решения
задачи
Осуществлена
оценка
каждого варианта решения
с точки зрения определённых
критериев
выбора на основе научного
знания,
представленного

21

Не осуществлено

Отметка

Критерии
1

Обоснование
выбора

итогового

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

2

3

4

5

в учебном пособии
Объяснён итоговый выбор как
оптимальный, т. е. решающий
поставленную задачу

В объяснении может быть
нарушена логика обоснования
итогового выбора

Итоговый выбор обоснован
без опоры на анализ оценки
вариантов решения задачи

Не осуществлено

Оценка конструктивности работы на семинаре.
Работа ученика на семинаре оценивается в зависимости от того, насколько активно он участвовал в обсуждении
обозначенных на занятии тем (имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность), насколько обдуманны и
интересны были предложенные им идеи, насколько эффективно он мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих
одноклассников. Оценка работы ученика на семинаре всё же будет достаточно субъективна, поскольку мы не можем предложить
количественные измерители, и учитель вынужден ориентироваться на качественные характеристики. И самое главное, работа
ученика оценивается не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умений, т. е. насколько активнее ученик работал на
данном уроке, чем на предыдущем. Так, если учащийся абсолютно не участвует в работе, то на усмотрение учителя он может
получить 1 балл или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант – более приемлемый и гуманный. Бывают ситуации, когда
ученик испытывает психологический барьер перед выступлением на публике или пока не освоил умение вступать в коллективное
обсуждение. Если ученик достаточно активен на занятии, то, безусловно, он заслуживает позитивной отметки («4» или «5»).
Отметим ещё раз, что оценивать работу на семинаре нужно и делать это так, чтобы формировалась не только внутренняя
мотивация, но и внешняя – для школьников это важно. Хорошая отметка может стимулировать ученика к ещё более активной
работе в будущем.
Оценка предметных знаний и умений.
Проверить, как учащиеся овладевают предметными знаниями и умениями, можно в форме письменной контрольной работы
или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений.
Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, тем не менее выделим общие принципы оценивания:
• если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ему выставляется 5 баллов, т. е. оценка
«отлично»;
• если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70%) или отвечает на все вопросы, но делает
несколько существенных ошибок, то получает 4 балла, т. е. оценку «хорошо»;
• если ученик отвечает на половину вопросов или на большую часть вопросов частично, то получает 3 балла, т. е. оценку
«удовлетворительно»;
• если ученик не отвечает на большинство вопросов, то получает 2 балла, т. е. оценку «неудовлетворительно».
Оценка письменной контрольной работы осуществляется так:
22

• за каждое задание с выбором одного правильного ответа – 1 балл;
• за каждое задание с выбором нескольких правильных ответов – 2 балла;
• за каждое задание с кратким ответом – 2 балла;
• за каждое задание с развёрнутым ответом – 2, 3 или 4 балла;
• за каждую практическую задачу – 2, 3 или 4 балла.
• По сумме баллов итоговые отметки за выполнение контрольной работы выставляют так:
• –50% от максимального количества баллов – оценка «неудовлетворительно»
• 51–70% – оценка «удовлетворительно»;
• 71– 90% – оценка «хорошо»;
• 91–100% – оценка «отлично».
Оценка эссе на экономическую тему.
Эссе (мини-сочинение) – это свободное рассуждение на какую либо тему. В рабочей тетради предлагается ряд тем для
написания эссе по каждому модулю. В ходе написания мини-сочинения ученик имеет возможность не только проявить, но и
развить свои творческие способности. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в
деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором
проблеме), тем лучше у него будет развито умение самостоятельно мыслить. Вообще, размышление над высказываниями
мудрых людей является высшей степенью понимания сути предмета, поэтому оно должно быть высоко оценено.
Если учитель задаёт дома написать эссе на выбранную тему, а учащийся вообще ничего не написал или отписался, просто
перефразировав высказывание, то за такую работу выставляется неудовлетворительная оценка. Ставить 3 балла за попытку
размышления всё-таки непедагогично, это может вообще отбить желание у учащегося писать подобные сочинения, поэтому далее
мы говорим об отметках «4» и «5».
Выделим критерии, опираясь на которые ученики пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.
Критерии оценивания эссе
1. Раскрытие смысла высказывания. Ученик в своём размышлении должен определить и объяснить главную мысль, которую
хотел донести до читателя автор высказывания. Это делается через установление причинно-следственных связей, с
использованием научного (не обывательского) понимания исследуемых финансово-экономических явлений и процессов.
2. Теоретическое содержание (характер и уровень теоретической аргументации). В ходе изложения своих мыслей учащийся
использует научные понятия, формулирует суждения, делает выводы. Теоретическая аргументация соответствует научным
представлениям в данной сфере. В тексте рассуждений отсутствуют высказывания, ошибочные с точки зрения современной
финансовой, экономической и в целом обществоведческой науки. Суждения, приводимые учащимся, не поверхностны, они
обоснованны, аргументированны.
23

3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. В рамках данного критерия
оценивается, насколько уместно использованы понятия и сделаны теоретические умозаключения. Важно, чтобы учащиеся умели
переходить от общих теоретических рассуждений к анализу конкретных примеров и формулированию на этой основе адекватных
выводов.
4. Качество приводимых фактов и примеров. В ходе изложения своих мыслей учащийся иллюстрирует обсуждаемые
финансовые явления и процессы конкретными примерами, которые он почерпнул из различных источников: общеобразовательных
предметов (истории, литературы, географии, обществознания и др.), СМИ (газет, журналов, информационно-просветительских
сайтов, телевидения), личного жизненного опыта.
При оценивании эссе учитель в первую очередь должен исходить из качественного прироста в результатах творческоучебной деятельности ученика, чтобы у него возникла внутренняя мотивация к дальнейшему обучению. Личная практика автора
показывает, что ученик может вообще не уметь писать эссе, тем более на такую сложную тему, как финансы. Но при
систематических попытках и выполнении работы над ошибками ученик имеет шанс достичь существенных результатов. Наша
задача – запустить механизм, при котором ученик может воспринимать действительность не только алгоритмически, но и
творчески. Однако творчество не означает произвольность, поэтому учитель должен показывать не только достоинства, но и
недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или
использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление.
Критерии оценки участия в учебной игре.
Ниже приводятся критерии оценки участия ученика в учебной финансовой игре. Соблюдение всех критериев соответствует
оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке «удовлетворительно»:
• соблюдение регламента игры;
• достижение планируемого результата;
• умение выбирать необходимую информацию из различных источников;
• умение использовать полученную информацию для принятия решений;
• умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную,
находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ.
Основная литература
• Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательных организаций,
экономический профиль. М.: ВИТАПРЕСС, 20
• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразовательных
организаций, экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
24

• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразовательных организаций,
экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразовательных
организаций, экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательных организаций,
экономический профиль. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
Дополнительная литература
• Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Страхование». 10–11 классы
общеобразовательных организаций, СПО, детские дома и школы-интернаты. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Страхование». 10–11 классы
общеобразовательных организаций, СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Архипов А.П. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Страхование». 10–11
классы общеобразовательных организаций, СПО, детские дома и школы-интернаты. М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
• Берзон Н.И. Основы финансовой экономики: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2011.
• Киреев А.П. Экономика: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций (базовый уровень). М.: ВИТАПРЕСС, 2017.
• Экономика (основы экономической теории): учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций (углублённый
уровень образования): в 2 кн. / под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. – в 2-х книгах. Книга 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Задачники, практикумы
• Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
• Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Новый задачник по экономике с решениями. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Е.В, Евсеева А.О. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10–11 классов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
• Савицкая Е.В, Евсеева А.О. Решения самостоятельных и контрольных работ по экономике. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Интернет-ресурсы
• ecsocman.hse.ru – федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
• ereport.ru – сайт, содержащий обзорные материалы и свежие новости о мировой экономике, товарных и финансовых рынках.
• http://beafnd.org/ – сайт фонда «Бюро экономического анализа».
• http://cbr.ru – сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
• http://economy.gov.ru – сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
25

• http://expert.ru – сайт журнала «Эксперт».
• http://gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
• http://hse.ru – сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
• http://minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности Российской Федерации.
• http://www.cefir.ru/ – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР)
• http://www.pfrf.ru – сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
• https://fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы.
• https://fmc.hse.ru – сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего
профессионального образования.
• https://nafi.ru/ – сайт аналитического центра НАФИ.
• https://tpprf.ru – сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
• https://unecon.ru – сайт Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
• https://www.econ.msu.ru – сайт экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
• https://www.kommersant.ru – сайт издательского дома «Коммерсант».
• https://www.minfin.ru – сайт Министерства финансов Российской Федерации.
• https://www.moex.com – сайт Московской биржи.
• https://www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы.
• https://www.nes.ru – сайт Российской экономической школы.
• https://www.rbc.ru – портал информационного агентства РБК.
• https://вашифинансы.рф – информационно-просветительский портал проекта «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
• https://хочумогузнаю.рф – информационно-просветительский сайт о правах потребителя финансовых услуг; содержит
интерактивные материалы для самостоятельного изучения финансовой грамотности.
• www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-415-445-26-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».